По степени лояльности к потребителю российский закон «О защите прав потребителей» можно поставить на второе место после аналогичного закона США. За прошедшие 20 лет миллионы потребителей смогли, опираясь на его нормы, отстоять свои права в споре с недобросовестными продавцами, исполнителями, изготовителями.
В настоящее время судебная практика, основанная на применении закона «О защите прав потребителей» и подзаконных актов, складывается в пользу потребителей. Судами удовлетворяется 60-70%, поданных потребителями исков, когда потребители выступают самостоятельно в защиту своих прав и 90-95% исков, в случае, когда дело ведут юристы Общества защиты прав потребителей. Причем количество обращений в суд ежегодно растет. Если в 1998 году было предъявлено 27,1 тысяч потребительских исков, в 2007 году - 95 тысяч, в 2010 году – 315 тысяч. Резко возросло количество исков к кредитным организациям. В 2011 году число поданных гражданами исков о защите прав потребителей по договорам с финансово-кредитными учреждениями превысило 250 тысяч, тогда как в 2007 году было подано 4,8 тысяч исков. Соответственно, их число за 4 года выросло в 50 раз.
Однако существенной проблемой является сложившаяся практика с занижением судами размера компенсации морального вреда. Средняя сумма компенсации морального вреда для потребительских исков находится в пределах от 500 до 3 тысяч рублей. В данном случае подобные судебные решения никак не способствуют действенному наказанию недобросовестного предпринимателя, допустившего нарушения прав потребителей.
Кроме того, отмечается тенденция снижения числа исполненных судебных решений по потребительским искам. Если несколько лет назад исполнялось около 70% решений суда, то сейчас исполняется менее 40%. Причина кроется в низкой эффективности работы службы судебных приставов, часто незаинтересованных заниматься «незначительными» потребительскими делами, а также в широком распространении «фирм-однодневок», зарегистрированных на подставных лиц, от имени которых недобросовестные предприниматели осуществляют деятельность.