Петербургские власти подготовили собственный вариант федерального закона о реновации жилищного фонда в российских регионах. Инициативу выдвинули депутаты Законодательного собрания города Денис Четырбок, Оксана Дмитриева, Сергей Трохманенко, Александр Ходосок и Андрей Васильев. Сегодня документ поддержало большинство петербургских парламентариев. Он будет направлен в Госдуму.
В Госдуму внесен законопроект о реновации в регионах
Как сообщает пресс-служба Четырбока, ранее в Госдуму уже был внесен законопроект, позволяющий регионам запускать собственные программы реновации жилищного фонда. Однако, по мнению петербургских депутатов, этот документ фактически клонирует положения законодательства о реновации Москвы и содержит ряд существенных пробелов. В связи с этим ЗакС Петербурга подготовил «концептуально новый документ».
«Бюджетное финансирование программы реновации в Москве работает довольно хорошо, что вполне объяснимо: денег для этого там вполне достаточно. В Петербурге, как и в большинстве других регионов России, средств на реализацию программы нет. Поэтому мы и предлагаем разные варианты финансирования», — говорит Денис Четырбок.
Согласно тексту документа, все проекты реновации будут разделены на два вида — бюджетные и инвестиционные. Вторые смогут реализовываться на принципах государственно-частного партнерства. Документом определяются существенные условия соглашения, заключаемого между правительством субъекта и инвестором проекта, порядок его заключения, исполнения и расторжения.
В законопроекте прописан конкретный механизм обеспечения жилищных прав граждан. Нанимателям предоставляются равнозначные жилые помещения, которые должны соответствовать стандартам и требованиям, установленным законодательством. Новое жилье должно располагаться в том же внутригородском районе, а для городов федерального значения — в том же муниципальном образовании, что и прежнее.
Также в документе говорится, что реновация может осуществляться в отношении не только отдельного многоквартирного дома, но и «элемента планировочной структуры» — квартала, района и микрорайона. Депутаты уточняют, такая норма обусловлена комплексным подходом к программе реновации, предполагающим обновление и благоустройство довольно большой территории, которая одновременно может включать несколько многоквартирных домов.
Законопроект о всероссийской реновации
Программу реновации в Москве, которую отвергли петербургские депутаты, утвердили летом 2017 года. Тогда в нее внесли более 5 тыс. ветхих домов, где проживали примерно 1 млн человек. Первый дом в рамках программы снесли в августе 2018 года в районе Северное Измайлово. Позже столичные власти утвердили 13 стартовых площадок под реновацию.
А уже в сентябре прошлого года в Госдуму был внесен законопроект о всероссийской реновации, написанный председателем думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Галиной Хованской и руководителем фракции «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым. Хотя петербургские парламентарии уверены, что этот документ является «клоном» московского законопроекта, его авторы так не считают. «Наш проект отличается от московского тем, что у нас предполагается не только и не столько снос, а в первую очередь реконструкция домов, которые могут быть реконструированы», — поясняла ранее Галина Хованская.
В Госдуме тогда также обсуждали проблему, связанную с финансированием программы в разных регионах. Заместитель председателя Госдумы, руководитель рабочей группы по защите прав и интересов граждан при реализации программы реновации в Москве Петр Толстой говорил, что, согласно соцопросам, 70% граждан России хотели бы распространить программу реновации на регионы, но не у всех регионов есть такие финансовые возможности, как у столицы.
«Все понимают, что средств, какие есть в Москве, в регионах нет. И вы знаете, насколько по‑разному сегодня живут люди. Но нам необходимо улучшить качество их жизни, расселив дома, которые уже завтра станут аварийными и уже сегодня не подлежат капитальному ремонту, совместно с представителями регионов подумав, как это можно сделать», — говорил тогда парламентарий.
Программа «Развитие застроенных территорий» в СПб
Опыт реновации у Петербург имеется, однако позитивным его сложно назвать. Закон об адресной программе «Развитие застроенных территорий» был принят в городе в 2008 году, и за годы ее реализации строительство и реконструкция социальных объектов в кварталах под реновацию выполнялась за бюджетный счет. Ее участниками стали компании «Воин-В» и «СПб Реновация». Девелоперы обязались построить более 8 млн кв. м жилья, передать треть этой площади жильцам расселенных домов. «Воин-В» должен был завершить реновацию квартала Ульянка (Кировский район) к февралю 2018 года, а «СПб Реновация» — расселить жителей 22 кварталов в девяти районах до января 2019 года.
Однако реализация программы застопорилась — по состоянию на 2018 год компании выполнили свои обязательства всего на 2%. Причиной тому стало отсутствие свободных «пятен» под застройку и несогласие некоторых жителей на переезд. Летом этого года «СПб Реновации» добилась пролонгации программы расселения кварталов с хрущевками до 2029 года — Смольный подписал с ней соответствующее соглашение. Второй участник программы реновации — «Воин-В» — получил отказ. Продлить свое участие в программе «Воин-В» попытался через суд.
В Петербурге должны быть введены в эксплуатацию 22 проблемных дома
Ранее врио губернатора Петербурга Александр Беглов говорил, что до конца года в Петербурге должны быть введены в эксплуатацию 22 проблемных дома на 8057 квартир. Сдача еще семи объектов будет перенесена на 2020 год.
По подсчетам РБК Петербург, к концу 2018 года всего в Петербурге и Ленобласти насчитывалось более 23,5 тыс. человек, купивших квартиры в 89 домах, которые не были сданы вовремя. Это цифра значительно превышает официальную статистику. По данным комитета по строительству Смольного, на конец 2018 года в Петербурге насчитывался 31 проблемный объект, квартиры в которых купили 6,2 тыс. человек. В региональном реестре обманутых дольщиков в Ленобласти на конец 2018 года насчитывался 1179 человек (статистика включает только тех граждан, которые сами обратились в ведомство с просьбой включить их в этот список).
Однако, помимо официального списка проблемных объектов, в городе есть еще жилые комплексы «в зоне риска». Это дома, сроки сдачи в которых сорваны незначительно, а также работы на которых либо ведутся слишком медленно, либо встали совсем. В Петербурге к таким отнесли 22 объекта, жилье в которых купили 2,8 тыс. человек. Таким образом, с учетом двух списков в Петербурге находится 53 долгостроя и 9 тыс. обманутых дольщиков. Что касается Ленобласти, то по факту количество обманутых застройщиками граждан в регионе (включая тех, кто не обратился к чиновникам с просьбой включить их в соответствующий список) превышает 14,5 тыс. Они вложили свои деньги в строительство 36 домов.
Источник РБК