На 01.08.2015 года объем кредитования малого и среднего бизнеса сократился на рекордные 12,22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – данный показатель составляет не более 4,73 трлн. Впервые за 6 лет объем кредитования не показал роста: в 2010 году – 21,55%, 2011 – 14,55%, 2012 – 19,75%, 2013 – 16,62%, 2014 – 9,16% против снижения на 12,22% в 2015 году.
Безусловно, одна из главных причин снижения темпов роста кредитования заключается в негативных процессах, происходящих в российской экономике. Кроме того, отрицательное влияние на кредитование МСБ оказало повышение ключевой ставки ЦБ, а вслед за ней и рост стоимости кредита для юридических лиц. Напомним, что в декабре 2014 года Центробанк резко увеличил ключевую ставку до 17% годовых, затем постепенно снижал, и с 03.08.2015 года она составляет 11%. Регулятор не исключает и дальнейшего уменьшения данного показателя при сохранении позитивных тенденций в экономике, но банки, опасаясь инфляционных рисков, снижают ставку медленнее ЦБ – тем самым кредиты остаются для многих компаний недоступными. Кроме того, малый и средний бизнес испытывает давление из-за растущего уровня инфляции (ожидается 11-11,5% по итогам года), ослабления курса рубля относительно мировых валют, продления санкций против России – как следствие, прибыль ряда компаний, особенно связанных с импортом товаров или сырья, в разы снизилась.
Сегмент малого и среднего бизнеса традиционно является индикатором устойчивости экономики. На сегодняшний день его в клад в ВВП России составляет только 21%. Для сравнения в Германии и Франции на его долю приходится 50-60% валового внутреннего продукта, США – 50%, Японии – 60%. В кризисные периоды МСБ с его мобильностью и гибкостью, как правило, оперативно подстраивается под меняющиеся условия. Поэтому данные предприятия в состоянии создавать новые рабочие места, формировать точки экономического роста и способствовать повышению ее эффективности. Таким образом, поддержка МСБ и увеличение его доли в ВВП стала одной из приоритетных задач государства. Так еще в апреле была принята программа кредитования МСБ банками по льготным ставкам: максимальная для малого бизнеса – 11%, для среднего – 10%. Не смотря на снижения процентов, бизнесмены не торопятся принимать на себя новые кредитные обязательства.
Если в докризисные (2005-2008) и посткризисные года (2010-2011) кредиты брали с целью открытия и дальнейшего расширения бизнеса, то сейчас предприниматели берут кредиты в основном для рефинансирования обязательств, которые они брали в 2011–2013 годах, когда экономика была на подъеме и объем выручки рос. Сейчас данный финансовый показатель падает и предприятиям все сложнее обслуживать ранее взятые кредиты.
По мнению аналитиков «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», в будущем ожидается дальнейшее снижение объемов рынка кредитования МСБ: в случае непреодоления негативных тенденций в экономике объем кредитного портфеля МСБ сократится по итогам 2015 года в среднем на 15%. Наибольший спрос на привлечение дополнительных средств сохранится в такой отрасли, как розничная торговля и производственная деятельность. Кроме того, в отличие от предыдущего года более активно будут брать кредиты фермерские хозяйства, так как в условиях замещения экспортных молочных и мясных продуктов, отечественные производители данных категорий товаров стремятся к интенсивному развитию, которое невозможно без дополнительных средств.
Стоит отметить, что с одной стороны для кредиторов малый и средний бизнес относится к категории высокорисковых заемщиков с непрозрачной отчетностью и слабым или отсутствующим залоговым обеспечением. В то же время данный сегмент кредитования традиционно является высокодоходным, поэтому полный отказ от займов до стабилизации макроэкономической ситуации невозможен. Таким образом, кредиторы более тщательно подходят к оценке заемщиков. По мнению аналитиков «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», меньше всего шансов получить необходимые средства у банка у тех, кто берет деньги на открытие бизнеса, – банки предпочитают сотрудничать с предприятиями, зарегистрированными и ведущими свою деятельность более одного года. Тем не менее, крупные игроки рынка стремятся к стимулированию интереса заемщиков, разрабатывая собственные льготные программы. Например, выдают кредиты под более низкий процент тем организациям, которые планируют приобретение оборудования у локальных производителей. Иными словами, происходит поддержка и МСБ, и региональной промышленности.
Несмотря на снижение объемов кредитования, просроченная задолженность в сегменте МСБ стремительно растет. На 01.08.2015 года объем просроченной задолженности достиг 569,47 млрд. рублей, рекордный рост за год – 31,47%. Напомним, что на 01.08.2014 года объем просроченной задолженности вырос 11,77%, на аналогичный период 2013 года – на 0,24%, 2012 – 20,55%, 2011 – 15,13%.
Стоит отметить, что доля просроченной задолженности от общего объема кредитования на 01.08.2015 года выросла по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 49,81% и составила 12,03%.
Говоря о региональном распределении, то наибольшая доля просроченной задолженности зафиксирована в Республике Ингушетия, кроме того, лидерами являются Архангельская область, Республика Коми, Чувашская Республика, Ленинградская область, Еврейская автономная область, Республика Калмыкия, Смоленская область, Карачаево-Черкесская Республика.
№ |
Регион |
Доля просроченной задолженности от объема кредитования, % |
1 |
Республика Ингушетия |
74,75 |
2 |
Архангельская область без данных по Ненецкому автономному округу |
31,228 |
3 |
Архангельская область |
31,15 |
4 |
Республика Коми |
30,86 |
5 |
Чувашская Республика - Чувашия |
30,74 |
6 |
Ленинградская область |
29,34 |
7 |
Еврейская автономная область |
26,95 |
8 |
Республика Калмыкия |
25,38 |
9 |
Смоленская область |
25,19 |
10 |
Карачаево-Черкесская Республика |
24,72 |
11 |
Вологодская область |
24,443 |
12 |
Псковская область |
23,92 |
13 |
Краснодарский край |
22,34 |
14 |
Республика Северная Осетия - Алания |
22,14 |
15 |
Кемеровская область |
20,882 |
16 |
Липецкая область |
19,903 |
17 |
Камчатский край |
19,73 |
18 |
Пермский край |
18,778 |
19 |
Ярославская область |
17,13 |
20 |
Тверская область |
16,95 |
21 |
Тульская область |
16,57 |
22 |
Оренбургская область |
15,69 |
23 |
Кировская область |
15,32 |
24 |
Волгоградская область |
14,77 |
25 |
Курганская область |
14,67 |
26 |
Новосибирская область |
14,34 |
27 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
14,07 |
28 |
Калининградская область |
13,85 |
29 |
Ивановская область |
13,31 |
30 |
Московская область |
13,14 |
31 |
Удмуртская Республика |
12,94 |
32 |
Самарская область |
12,72 |
33 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
12,59 |
34 |
Алтайский край |
12,48 |
35 |
г. Санкт-Петербург |
12,35 |
36 |
Республика Карелия |
12,29 |
37 |
Мурманская область |
12,14 |
38 |
Ростовская область |
12,04 |
39 |
Белгородская область |
11,994 |
40 |
Республика Хакасия |
11,886 |
41 |
Магаданская область |
11,57 |
42 |
Ульяновская область |
11,51 |
43 |
Тюменская область |
11,41 |
44 |
Рязанская область |
11,03 |
45 |
Астраханская область |
10,91 |
46 |
Свердловская область |
10,65 |
47 |
Ненецкий автономный округ |
10,606 |
48 |
Нижегородская область |
10,507 |
49 |
Ставропольский край |
10,43 |
50 |
г. Москва |
10,36 |
51 |
Тюменская область без данных по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу |
10,306 |
52 |
Республика Тыва |
10,21 |
53 |
Омская область |
10,06 |
54 |
Республика Саха (Якутия) |
10,01 |
55 |
Хабаровский край |
9,92 |
56 |
Кабардино-Балкарская Республика |
9,53 |
57 |
Республика Бурятия |
9,19 |
58 |
Республика Мордовия |
9,04 |
59 |
Республика Алтай |
8,94 |
60 |
Красноярский край |
8,83 |
61 |
Иркутская область |
8,64 |
62 |
Саратовская область |
8,63 |
63 |
Курская область |
8,601 |
64 |
Челябинская область |
8,59 |
65 |
Брянская область |
8,35 |
66 |
Республика Дагестан |
8,205 |
67 |
Республика Башкортостан |
8,01 |
68 |
Калужская область |
7,42 |
69 |
Владимирская область |
7,34 |
70 |
Республика Марий Эл |
7,09 |
71 |
Сахалинская область |
6,84 |
72 |
Томская область |
6,73 |
73 |
Новгородская область |
6,71 |
74 |
Пензенская область |
6,62 |
75 |
Приморский край |
6,44 |
76 |
Воронежская область |
5,5005 |
77 |
Республика Адыгея (Адыгея) |
5,22 |
78 |
Амурская область |
4,98 |
79 |
Костромская область |
4,806 |
80 |
Республика Татарстан (Татарстан) |
4,69 |
81 |
Орловская область |
4,54 |
82 |
Забайкальский край |
4,204 |
83 |
Тамбовская область |
4,12 |
83 |
Чеченская Республика |
2,202 |
85 |
Чукотский автономный округ |
1,201 |
По итогам года просроченная задолженность малого и среднего бизнеса перед банками составит порядка 730 млрд. рублей, по сравнению с итогом прошлого года она покажет рост 60%. Таким образом, в этом году рынок вероятнее всего может ожидать рекордный увеличение уровня просроченной задолженности МСБ за последние 5 лет.
Говоря о региональной специфики, то здесь необходимо отметить, что основные факторы, влияющие на специфику МСБ, здесь связаны с социальными и экономическими особенностями. В северных и восточных районах страны доля предприятий малого и среднего бизнеса ниже, так как традиционно здесь основным источниками дохода является сырьевая отрасль, которая практически закрыта для частного сектора. Наибольшая концентрация малого и среднего бизнеса приходится на такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Казань и т.д.
Лидером по объему просроченной задолженности является Москва (на 01.08.2015 – 127,91 млрд. рублей), затем идет Краснодарский край (40,667 млрд. рублей), Московская область (33,69 млрд. рублей), Санкт-Петербург (32,65 млрд. рублей) и Ленинградская область (16,48 млрд. рублей). Такая расстановка вполне объяснима высокой экономической активностью населения данных регионов, которое стремится к открытию собственного бизнеса, который не всегда оказывается рентабельным и успешным. Например, в Краснодарском крае частный бизнес в основном приходится на сегменты туризма, характеризующегося сезонностью и нестабильностью прибыли, и сельское хозяйство, доходность которого во многом зависит от погодных условий.
Наименьший объем просроченной задолженности в Ненецком АО, Чукотском АО, Республике Тыва, Чеченской Республике, Забайкальском крае, Республике Алтай, Амурской области. Во многом это связано с низкой заинтересованности населения этих регионов в частном бизнесе из-за отсутствия необходимой инфраструктуры, рынков сбыта, либо сырьевая ориентированность промышленности.
Из-за ужесточения требований ЦБ по резервированию, а также испытывая определенную нехватку ликвидности, кредиторы очень чувствительно относятся к вопросу сокращения объема проблемных активов: сохранять на балансе просрочку чаще всего бесперспективно, так как обеспечение по ним отсутствует или уже утрачено. Если ранее банки взыскивали задолженность юридических лиц главном образом через суды (в 2011-2013 гг. 90% всего объема долгов МСБ у коллекторов приходилось на взыскание на стадии судебного или уже исполнительного производств), то сегодня на фоне острой борьбы за благонадежного клиента банки заинтересованы, в первую очередь, в возврате клиента в график платежей и удержания его лояльности или взыскания всей суммы долга, используя более быстрые и дешевые методы. Как следствие, все чаще кредиторы передают долги данного сегмента на досудебную работу, в том числе и в коллекторские агентства.
Президент «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН» Елена Докучаева: «При работе с долгами МСБ особенно важна оперативность в принятии решений. При привлечении ко взысканию коллекторов уже в первые месяцы просрочки, вероятность возврата должника в график платежей и возврата денег кредитору максимальна. Те же долги, по которым возврат в досудебном порядке маловероятен, очень быстро передаются на стадию судебного взыскания, пока компания-должник еще не вывела свои активы, не объявила себя банкротом или же просто ликвидировалась».