Действующая система налогообложения в России является одним из самых весомых факторов, определяющих конечную эффективность деятельности абсолютно всех участников рынка — как крупных монополистов, так и представителей среднего и малого бизнеса.
«Правила игры», задаваемые действующей структурой налогов, влияют не только на конечные экономические и финансовые результаты бизнеса, но и зачастую определяют направление его развития, профиль, организацию и даже «световой оттенок». При неблагоприятном налоговом климате бизнес, сохраняя своё элементарное выживание, достаточно легко может перейти из категории легального («прозрачного») в статус «теневого». При этом, кстати, не отменяется возможность и обратной трансформации «светового оттенка» бизнеса при благоприятных изменениях в системе налогообложения.
Взаимосвязь двух этих понятий «бизнес» и «налоги» настолько тесна, что законы их взаимных трансформаций можно отнести к категории «непреложных». Теперь самое время перейти к рассмотрению основных элементов структуры налогообложения предприятий и учреждений, действующей в России в настоящее время.
Как изменится НДС с осени 2020 года?
В 2020 году произошли важные изменения в российском законодательстве, касающиеся положений по ведению, собственно, бухгалтерского учёта и исчислению налогов предприятия. На нашем сайте Вы сможете узнать о принятых поправках к Законам и Налоговому кодексу России.
Начнём публикацию изменений налогового законодательства с обзора нововведений, связанных с налогом на, так называемую, добавленную стоимость (НДС).
Фирмы, среднесписочная численность персонала в которых свыше 100 человек, уже привыкли к сдаче деклараций по НДС в электронном виде. Однако за Iи уже II кварталы текущего 2020 года данные декларации принимаются налоговой службой исключительно в электронном виде от любого предприятия, не зависимо от численности персонала. Отчётность должна сдаваться налоговой инспекции только через операторов электронного документооборота. Даже те компании, которые предоставляют так называемую «нулевую» декларацию, обязаны оформить её соответствующим образом – в электронном виде.
Сдача декларации по НДС на ранее привычном бумажном носителе в настоящее время признаётся нарушением порядка предоставления документа и влечёт за собой взыскание с нарушителя штрафа в размере 200 рублей.
Принятый в июле 2020 года Федеральный закон вносит некоторые поправки в Налоговый кодекс, основные из них касаются рассматриваемого нами налога. Данные изменения начнут действовать с 1 октября текущего 2020 года. Содержание принятых поправок можно резюмировать следующим образом:
- Юридические лица, находящиеся на специальных налоговых режимах (УСН, ЕНВД), т. е. не являющиеся плательщиками НДС, смогут по письменному согласию с контрагентами не выставлять счета-фактуры без НДС.
- Юридические лица, которые реализуют товар (работы или услуги) контрагентам, использующим специальные налоговые режимы, по письменному взаимному соглашению сторон смогут также не выставлять счета-фактуры предприятиям, не являющимся плательщиками НДС.
- При получении (и, соответственно, выдаче) авансового платежа с НДС предприятия смогут принимать к вычету (зачёту) сумму налога, рассчитанного на момент отгрузки товара, соответственно, а не в размере НДС, исчисленного ранее со всего авансового платежа.
- НДС при реализации недвижимости (т. е. зданий, или же сооружений и т. п.) будет начисляться по передаточному акту в соответствии с датой передачи недвижимого имущества покупателю.
Схема расчёта НДС и ставка налога в настоящее время остаются прежними, хотя фискальный блок Правительства страны настойчиво предлагает увеличить налоговое бремя на предприятия, в том числе, собственно, и НДС. Ставку налога предлагается повысить с 18% до 20% уже в 2020 году. Российские предприниматели и Торгово-промышленная палата РФ не могут согласиться с данной инициативой Правительства, поскольку её реализация негативно скажется на работе отечественного бизнеса.
Страсти в отношении ставки налога в последнее время, в процессе обсуждения госбюджета на будущий год, разгорелись нешуточные. Дело в том, что НДС приносит в бюджет нашей страны значительные средства. Плательщиками НДС являются не только предприятия и организации (в т. ч. некоммерческие), работающие на внутреннем, российском, рынке, но и те компании, которые ввозят товар в Россию из-за рубежа, то есть предприятия-импортёры продукции.
В свете последних известных «санкционных событий» ожидается некоторое снижение импортируемых товаров, а значит, уменьшатся перечисления налога в бюджет. Здесь будет чрезвычайно важным то обстоятельство, насколько быстро удастся наладить импортозамещение необходимой продукции, а также существенно увеличить рынок сбыта для товаров российского производства.
В случае повышения ставки НДС больше других как раз пострадают отечественные предприятия, которые работают на внутренний рынок. Нефтегазодобывающие отрасли России возможное нежелательное изменение ставки налога не затронет, потому что значительная часть их продукции идёт на экспорт, то есть НДС к ним не применяется.
Теперь перейдём к конкретным, постатейным поправкам в Налоговый кодекс (НК), которые начнут действовать с 1 октября, собственно, 2020 года.
Статья 148 НК. Место реализации работ
Реализация выполненных работ или услуг облагается непосредственно НДС, если она совершается на территории России. Поправкой к данной статье уточняется место реализации товаров, или же работ и услуг. В общем случае оно устанавливается по данным, указанным в государственной регистрации организации. Кроме того, уточняется место реализации товаров, которые выполняются филиалами и представительствами организаций.
Местом реализации работ по-прежнему будет рассматриваться место, указанное конкретно в учредительных документах предприятия. Принятые изменения коснутся представительств и филиалов организаций. Например, если в учредительных документах фирмы указано, что её представительство (филиал) находится за рубежом, то приобретение работ или услуг у данного представительства (филиала) не будет признаваться объектом налогообложения НДС.
В целях исключения непосредственно двойного налогообложения при проведении соответствующих операций местом реализации товаров не будет являться территория России: работы (услуги) выполняются на территории непосредственно иностранного государства филиалом российского предприятия, состоящего на учёте, собственно, в налоговых органах данного иностранного государства.
Статья 167 НК. Момент определения налоговой базы
Корректировка внесена в пункт 16 данной статьи НК, которая рассматривает реализацию недвижимого имущества. Следует напомнить, что моментом определения, так называемой, налоговой базы является та дата, на которую данная налоговая база считается уже сформированной и с неё, непосредственно, можно исчислять НДС. Согласно первому пункту данной статьи кодекса налоговая база по НДС устанавливается на наиболее раннюю, собственно, из двух дат. Поправкой уточняется, что с 1 октября текущего 2020 года при реализации недвижимости моментом, собственно, определения налоговой базы следует считать дату отгрузки (передачи) недвижимости покупателю по, собственно, передаточному акту или же, собственно, иному документу о передаче.
Статья 169 НК. Счет-фактура
До принятия изменений в НК все налогоплательщики были обязаны составлять счета-фактуры при проведении сделки, операции. С 1 октября текущего 2020 года налогоплательщик в свою очередь освобождается от обязанности как таковой по составлению счета-фактуры, соответственно, при совершении операций, собственно, по реализации товаров (или же работ, услуг), или же имущественных прав тем контрагентам, которые не являются, по каким-либо причинам плательщиками НДС, или же освобождены от уплаты данного налога. Необходимым условием для возможности неоформления, несоставления счета-фактуры является письменное обоюдное согласие об этом обеих сторон сделки.
Статья 170 НК. Порядок отнесения сумм налога непосредственно на затраты по, собственно, производству и реализации товаров
Изменения касаются пункта 3.3 данной статьи НК, в котором речь идёт о восстановлении НДС покупателем товаров (работ, услуг) в тех случаях, когда производится частичная или полная предоплата за товары. Поправка изложена в новой редакции: Суммы налога, принятые, соответственно, к вычету в отношении оплаты (или же частичной оплаты) в счёт, собственно, предстоящих поставок, подлежат восстановлению в размере налога, принятого налогоплательщиком к вычету, собственно, по приобретённым им товарам, в оплату которых подлежат непосредственному зачёту суммы ранее перечисленной оплаты (или же частичной оплаты) согласно, непосредственно, условиям договора (конечно же, при наличии таких условий).
Иными словами, НДС с авансового платежа восстанавливается в сумме, которая непосредственно, начислена не со всего имеющегося аванса, а только с той части аванса, которая зачтена в счёт оплаты за фактически реализованные товары. Сумма восстановления НДС будет равна той, которая будет указана в счёте-фактуре продавца.
Статья 171 НК. Налоговые вычеты
Изменения вносятся в пункт 2 данной статьи НК, в которой указывается, что вычетам подлежат те, соответственно, суммы НДС, которые были предъявлены налогоплательщику при приобретении соответствующих товаров (или же работ, услуг) на, собственно, территории России или были уплачены налогоплательщиком при ввозе, собственно, товаров в Россию в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления. Далее вносится следующее уточнение: после слов «выпуска для внутреннего потребления» добавляется словосочетание «переработки для внутреннего потребления».
Статья 172 НК. Порядок применения налоговых вычетов
Аналогичные с покупателем товаров (статья 170 НК) изменения внесены и для продавца в случаях произведённой полной или частичной предоплаты. Поправка применяется при исчислении налоговых вычетов. Вычетам очевидно подлежат суммы налога, исчисленного налогоплательщиком с суммы оплаты (или частичной оплаты), полученной в счёт будущих поставок, собственно, товаров (или же работ или услуг). Новая редакция пункта 6 данной статьи НК гласит, что вычеты сумм налога производятся с даты (как и ожидалось) отгрузки соответствующих товаров в размере налога, исчисленного непосредственно со стоимости всех отгруженных товаров, в оплату которых, непосредственно, подлежат зачёту суммы, соответственно, ранее полученной оплаты (или же частичной оплаты).