Банки стали требовать от клиентов обоснований экономического смысла операций на небольшие суммы — в пределах 1 тыс. рублей. Если граждане отказываются предоставить кредитной организации документы, объясняющие эти трансакции, их карту или счет могут заблокировать. С такой проблемой столкнулись клиенты Бинбанка, Тинькофф-банка и Сбербанка, рассказали «Известиям» пострадавшие. По словам экспертов, таким образом финансовые организации пытаются противостоять нелегальным схемам и мошенничеству — например, уходу предпринимателей от уплаты налогов. Впрочем, в Центробанке «Известиям» пояснили, что такая практика незаконна и граждане могут обратиться с жалобами к регулятору.
Блокировка карт за перевод денег, законна или нет
В пресс-службе ЦБ уточнили, что в рамках противодействия мошенничеству банк обязан приостановить операцию и связаться с клиентом, только если сочтет, что трансакция содержит признаки, указывающие на вероятность ее совершения без согласия владельца средств. Таким признаком может быть в том числе несоответствие суммы и периодичности переводов типовому платежному поведению клиента, пояснили в пресс-службе Банка России. Но в этом случае кредитная организация не должна выяснять происхождение средств или назначение платежа, указали представители регулятора. Всё, что ей необходимо, — это получить от клиента подтверждение отправления денег или отказ от операции, пояснили они.
За что заблокируют зарплатные карты
Правила блокировки зарплатных карт установлены законом от 27.06.2018 № 167-ФЗ о блокировке счетов юридических лиц, ИП и работников за операции, которые банк посчитает подозрительными. Блокировка возможна на срок до двух дней. Такие операции назвал в интервью журналу «Упрощенка» Николай Потапов, главный специалист УРПА ЮЛ ПАО «АК БАРС» БАНК.
Как сказал журналу "Упрощенка" эксперт, признаки, по которым банки смогут блокировать перевод, определит Центробанк на основе статистических данных и сложившейся банковской практики. Эксперт полагает, что во многом эти признаки будут совпадать с критериями, которые многие банки уже сейчас применяют на практике. Новые правила касаются как счетов юрлиц и ИП, так и зарплатных карт.
«Предположим, кто-то вышел в «Клиент-банк» в другой стране и пытается провести платежку. В этом случае банк заподозрит, что системой пользуется не сам клиент, а третье лицо, и приостановит перевод. Еще пример — нетипичные распоряжения», — сказал эксперт.
Эксперт привел такой пример. Например, клиент оказывает услуги, а переводит деньги на покупку крупной партии товаров. Также внимание банка привлекут платежи в выходные и праздники, крупные переводы на покупку недвижимости, акций и другие нестандартные перечисления.
Если банк увидел операцию без согласия клиента, то он обязан заблокировать одновременно доступ к системе «Клиент-банк». Система «Клиент-банк» рассматривается как электронное средство платежа, если при ее использовании клиент составляет, удостоверяет и передает распоряжения на перевод денежных средств (ч. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ). А новый закон предусматривает прямую обязанность банка приостановить доступ к электронному средству платежа (ч. 9.1 ст. 9 Закона № 161-ФЗ в новой ред.).
Банк уведомляет клиента о блокировке операции способом, который стороны установили и в договоре. Как правило, банки прописывают почтовый адрес, e-mail клиента, а также номер мобильного телефона.
За что Сбербанк блокирует зарплатные карты и счета
Сбербанк опубликовал список подозрительных операций по счетам организаций:
За что банк может заблокировать счет | Какие действия не опасны |
---|---|
|
|