Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект о порядке постановки на учет самозанятых граждан и о продлении на 2019 год освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) получаемых ими выплат.
Законопроект предлагает уточнить порядок постановки на учет или снятия с учета в налоговых органах самозанятых граждан. Речь идет о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями и оказывающих без привлечения наемных работников услуги физлицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. В частности, предусматривается, что при постановке на учет физического лица в качестве самозанятого выдается уведомление налогового органа о соответствующей постановке на учет.
Проект документа также предусматривает продление на 2019 год действующих в настоящее время положений Налогового кодекса об освобождении от уплаты НДФЛ выплат, получаемых самозанятыми. Кроме того, работодатели — физлица, пользующиеся услугами самозанятых граждан для личных, домашних или других подобных нужд, до 2019 года также будут освобождены от уплаты за них страховых взносов.
Законопроект является «спутником» по отношению к законопроекту о госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей, предусматривающему возможность для физлиц осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности без регистрации в качестве ИП при условии их постановки на учет в налоговом органе, пояснил замглавы Минфина Илья Трунин. По его данным, на 1 мая 2018 года в таком качестве были зарегистрированы 1400 человек.
По данным Росстата, всего в РФ насчитывается 15 млн самозанятых, добавил замминистра.
Все самозанятые граждане — репетиторы, сиделки, ремонтники — должны будут делать отчисления со своих доходов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. Соответствующие поправки в Закон «О занятости населения в РФ» Министерство юстиции уже согласовало со всеми заинтересованными ведомствами. Размеры взносов и способы их уплаты в документе пока не прописаны. Но зато сказано, что необходимые поправки требуется внести в Налоговый и Трудовой кодексы.
Частникам дали определение
В инициативе Минюста, разработанной по поручению Президента России Владимира Путина, сказано, что самозанятые — это физические лица, которые самостоятельно на свой риск осуществляют деятельность, направленную на систематическое получение дохода. При этом подобная работа должна совершаться в свободное время от исполнения обязанностей по трудовому договору. Также граждане не должны быть зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Виды поддержки, которые предусмотрены для работающих, на самозанятых распространяться не будут. В Правительстве подготовят особые меры поддержки для этой категории граждан.
Никаких обязанностей по выплатам в Фонд социального страхования не установлено, конкретизировать предложения Минюста должны будут Минтруд, Минэкономразвития и Минфин.
Ранее именно Минфин сообщил, что все самозанятые граждане обязаны платить общий специальный налог на профессиональный доход, ставка которого может составить три процента, если оказание услуг идёт физическим лицам, и шесть процентов — если юридическим. Взыскивать налог предлагается с помощью мобильного приложения. Но определённо сказать, какая часть из налога пойдёт на пенсионное, социальное и медицинское страхование, пока невозможно.
Комментируя это предложение финансового ведомства, глава Комитета Госдумы по социальной политике Валерий Рязанский напомнил, что оно пока юридически не оформлено и потому анализировать его преждевременно. «Пенсионные отчисления, которые делают работающие люди, идут не в копилку этим людям, а на выплаты тем, кто сейчас на пенсии. Безусловно, есть вопросы к тем гражданам, которые только обеспечивают себя и семью и фактическине участвуют в поддержании общих социальных фондов», — сказал сенатор. Он напомнил, что Совет Федерации давно предлагал ввести патентную систему для решения этой проблемы
Активность ведомств по поводу определения налогового бремени для самозанятых можно объяснить тем, что 15 июля истекает срок выполнения поручения Владимира Путина по поводу завершения работы, закрепляющей правовой статус самозанятых граждан. Ведь сегодня они действуют вне правового поля.
Безусловно, есть вопросы к тем гражданам, которые только обеспечивают себя и семью и фактически не участвуют в поддержании общих социальных фондов.
Сейчас, напомним, для трёх категорий самозанятых — нянь и сиделок, репетиторов и домработниц — действует уведомительный порядок постановки на учёт в налоговых органах, а на 2017-2018 годы они освобождены от уплаты НДФЛ.
Такие граждане смогут встать на учёт в налоговой службе и не платить никаких налогов. После этого срока им предстоит решить: либо прекратить заниматься своей деятельностью, либо получить статус индивидуального предпринимателя. Пока что на налоговый учёт встало чуть больше тысячи человек. По данным же Росстата в России бизнесом без регистрации заняты 2,3 миллиона человек. А по неофициальным данным таких людей — от 15 до 22 миллионов человек.
Не соперники, а соратники
Первой идею легализации самозанятых граждан ещё в 2016 году озвучила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она тогда заявила, что складывается несправедливая ситуация: регионы платят взносы в социальные фонды за официально неработающих и скрывающих свои доходы граждан, а при этом самозанятые россияне пользуются социальными благами, ничего за них не платя.
«Если это сапожник, он занимается ремонтом, там много не заработаешь», — привела пример Матвиенко. Она считает, что в теории стоимость такого патента могла бы составить одну тысячу рублей ежемесячно или, например, пять тысяч рублей в год. «Но это надо обсуждать, чтобы это не было большой нагрузкой», — добавила спикер.
В конце марта 2018 года сенаторы на совещании по вопросам самозанятых решили, что патентная система — это лучший выход из ситуации. Минфин, кстати, идею поддержал, но указал на необходимость дать самозанятым определение. Что и сделал в итоге Минюст.
О Рябухин надеется, что несмотря на наметившийся «конфликт подходов», Правительство и парламент тут не соперничают, а сотрудничают. «У всех есть понимание и готовность, что нужно найти и всех удовлетворяющую формулировку, и законодательную базу», — объяснил парламентарий.
Главное, подчеркнул он, уже перейти от слов к делу.
Законодатели и эксперты настороженно отнеслись к инициативе Минфина по введению в России налога на профессиональный доход тех, кто работает, не регистрируясь официально, сам на себя. Сомнительным предложение кажется по двум причинам: до сих пор не определён юридический статус самозанятых и нет ответа на главный вопрос — кто будет делать за них отчисления на пенсионное, медицинское и социальное страхование.
Между патентом и налогом
Идею легализации самозанятых граждан ещё в 2016 году озвучила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая озаботилась несправедливой ситуацией, когда регионы платят взносы в социальные фонды за официально неработающих и скрывающих свои доходы граждан. Минфин выдвинул несколько инициатив, но на деле всё ограничилось временными мерами: фискальными каникулами для сиделок, репетиторов и уборщиц. Да и это нововведение успехом не увенчалось, так как на налоговый учёт встало чуть больше тысячи человек.
В конце марта Валентина Матвиенко констатировала: предложенный механизм не работает. Сенаторы пришли к выводу, что лучше всего предложить фрилансерам приобретать патенты — это минимизирует бюрократические процедуры и не станет финансовым бременем. Министерство финансов не возражало.
Две недели назад на заседании «круглого стола» в Совете Федерации представитель Минфина Рубен Саакян уверенно говорил, что, прежде чем вводить налогообложение самозанятых, необходимо определиться с их законодательным статусом. Также чиновник рассказал, что ведомство рассматривает вариант получения физическим лицом, оказывающим отдельные виды услуг, патента без регистрации.
Однако 3 мая мнение Минфина кардинально поменялось. Замминистра финансов Илья Трунин, по сути, дезавуировал заявление коллеги, сказав журналистам, что статус самозанятых в вопросах налогообложения не является определяющим. Про патентную систему вообще не упомянул. Вместо этого ведомство разрабатывает законопроект, согласно которому налог с самозанятых предлагается взыскивать с помощью мобильного приложения.
По словам чиновника, программа позволит пройти гражданам биометрическую идентификацию и автоматически удержать три процента от выручки при оказании услуг физлицам и шесть процентов — юрлицам. При этом в Минфине не готовы определённо сказать, какая часть из налога пойдёт на пенсионное, социальное и медицинское страхование. В ведомстве лишь уверены, что у самозанятых не должно быть фиксированных платежей на эти цели — не потянут. К слову, для индивидуальных предпринимателей с годовым доходом до 300 тысяч рублей фиксированный платёж в ПФР в 2018 году составляет 26,5 тысячи рублей.
Что касается страховых платежей в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) за неработающих граждан (именно такой юридический статус имеют большинство самозанятых), то сейчас все обязательства закреплены за регионами. Здесь тоже нет ясности: если фрилансеры начнут платить налоги, освободят ли субъекты Федерации хотя бы частично от финансовой нагрузки? Это было бы кстати. К примеру, в Ставропольском крае на эти цели уходит около 12 миллиардов рублей в год — 15 процентов от общего бюджета субъекта.
Нужен правовой статус
Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский убеждён, что инициатива Минфина не решает всех проблем, поскольку самозанятые граждане просто не желают регистрироваться в качестве предпринимателей. Утверждение не голословное, на стороне сенатора статистика. По данным Росстата, к настоящему времени в налоговых органах из 20 миллионов подрабатывающих граждан зарегистрировалось лишь 1400.
Парламентарий считает целесообразным вернуться к патентной системе, которую ранее предлагали сенаторы, потому что выявить настоящий доход налоговикам будет сложно, если вообще возможно.
«Самозанятый сам регулирует этот параметр, и всегда существует соблазн его занизить. Наше предложение с покупкой патентов закладывает часть налога в его стоимость, что позволяет регулировать цену патента в зависимости от вида занятий самозанятого. Поэтому идея с патентом, на мой взгляд, более простая и эффективная», — пояснил «Парламентской газете» Валерий Рязанский.
Наше предложение с покупкой патентов закладывает часть налога в его стоимость, что позволяет регулировать цену патента в зависимости от вида занятий самозанятого.
В свою очередь, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин считает, что реальных шагов в деле легализации фрилансеров сделано крайне мало: термин «самозанятые» лишь недавно был закреплён в Гражданском кодексе. Сенатор напомнил, что долгое время вопрос налогообложения самозанятых вызывал споры между Минтрудом, Минфином, ФОМС, Пенсионным фондом и Соцстрахом. Поэтому правовой статус «свободных работников» он предложил закрепить в законах о пенсионном и медицинском обеспечении.
Также Рябухин добавил, что важно не только найти компромиссный подход и заинтересовать граждан платить налоги, но и «создать простой и необременительный механизм администрирования этого процесса».
Источник материала Налог на самозанятых граждан 2018