1 января 2018 года вступает в силу федеральный закон от 19.12.2016 г. № 444-ФЗ, которым устанавливается единый порядок индексации для социальных выплат, предусмотренных различными действующими законодательными актами — в частности, единовременных и ежемесячных детских пособий, устанавливаемых законами «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», о соцзащите граждан, проживающих на территориях, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (в части пособия по уходу за ребенком до 3 лет) и др. Согласно вступающим в силу изменениям, теперь детские пособия на постоянной основе будут повышаться ежегодно с 1 февраля на величину фактической инфляции за прошлый год — иными словами, исходя из фактического индекса роста потребительских цен (за весь 2017 год прогнозируется на уровне 3.2%). Однако это правило не распространяется на материнский капитал, размер которого тем же законом был заморожен до 1 января 2020 года, поэтому он еще как минимум 2 года подряд будет по-прежнему составлять 453026 рублей.
Таким образом, в настоящее время Правительство России не планирует повышать пособия семьям с детьми в реальном выражении — нужно понимать, что проводимая с 1 февраля индексация (см. таблицу на 2018 год) на величину прошлогодней инфляции позволяет лишь в лучшем случае сохранить покупательную способность социальных выплат (и то, далеко не все согласны с официальными данными Росстата по инфляции, оценивая их как сильно заниженные). А для материнского капитала на второго ребенка уже несколько лет не делается и этого — напомним, что вообще сумма, предусмотренная сертификатом МСК, в последний раз индексировалась Правительством в далеком в 2015 году.
В большинстве регионов страны на 2018 год из-за недофинансирования также запланировано незначительное, чисто техническое повышение размера социальных выплат (более существенно могут быть проиндексированы лишь те пособия, которые давно не повышались и суммы которых уже морально устарели). Пожалуй, только в одном регионе страны на 2018 год было заявлено о кардинальном повышении социальных расходов — мэр Москвы Сергей Собянин принял решение о беспрецедентном увеличении детских пособий в Москве с 1 января 2018 года, которое, прежде всего, затронет малоимущие, многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами. Региональные выплаты этим категориям москвичей увеличатся в 2018 году сразу в 2 раза и более!
Детские пособия в 2018 году: изменения, свежие новости.
Необходимо отметить, что на федеральном уровне в ближайшей перспективе социальная поддержка российским семьям в реальном выражении не только не будет повышаться, но даже может быть уменьшена! Об этом 26 сентября 2017 года в ходе обсуждения параметров федерального бюджета на 2018-2020 гг. в Госдуме сообщил министр труда и соцзащиты Максим Топилин, слова которого приводилоагентство «Россия сегодня» (РИА Новости): «Конечно же, социальная помощь будет уменьшаться, <…> мы ни в коем случае не должны говорить о том, чтобы мы сохраняли соцпомощь, когда мы повышаем заработные платы. Здесь надо быть аккуратными, но два раза платить, мне кажется, не стоит».
-
Дело в том, что Правительство сейчас больше нацелено не на то, чтобы дальше увеличивать социальные расходы, а на то, чтобы дать семьям возможность больше зарабатывать самостоятельно. О том, что увеличение социальной поддержки государства не приводит к снижению бедности, в частности, в 2017 году неоднократно говорил Министр финансов России Антон Силуанов:
Подавляющее число бедных в России — это как раз семьи с детьми, причем по большей части работающие. Следовательно, необходимо переориентировать систему социальной защиты, прежде всего, именно на борьбу с бедностью среди работающих. - Одной из таких мер является уже принятое решение о повышении величины МРОТ (минимального размера оплаты труда) до 85% размера прожиточного минимума трудоспособного населения с 01.01.2018 г. и до 100% — с 01.01.2019 г. Напомним, в III квартале 2017 года, когда Правительством было озвучено соответствующее решение, прожиточный минимум в отношении трудоспособных граждан составлял 11163 рубля.
- Пропорционально запланированному повышению МРОТ будет увеличиваться также минимальный размер детских пособий по социальному страхованию, выплачиваемых работающим гражданам из Фонда социального страхования (ФСС) — пособия по беременности и родам и ежемесячного по уходу за ребенком до 1.5 лет. Поскольку это будет финансироваться из внебюджетного фонда, который пополняется преимущественно из обязательных отчислений работодателей с фонда оплаты труда (взносы на обязательное социальное страхование работников), то такое повышение минимальных декретных пособий работающим гражданам не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Для выполнения поставленных целей Правительству также должна помочь разработка единых критериев нуждаемости, которая уже активно ведется в Минтруде. В регионах они активно вводятся еще с 2016 года, и некоторые субъекты федерации в этом уже очень преуспели. Например, в Республике Тыва в связи с крайне высоким уровнем бедности (до 50% населения региона является малоимущим) при назначении некоторых видов социальной поддержки с 2017 года учитывается не только фактический уровень денежных доходов, но и так называемые условные «доходы семьи от ведения личного подсобного хозяйства» — например, в Тыве региональными властями было подсчитано, что «одна курица-несушка способна дать семейному бюджету в месяц 1,49 рубля дополнительного дохода, а овощи — 60 рублей с одной огородной сотки» и т.д. (читать подробнее на официальном портале Тувы). И работа в этом направлении еще наверняка продолжится…
Детские пособия в 2018 году: изменения. Индексация пособий в 2018 году (таблица)
Коэффициент индексации детских пособий и иных социальных выплат, повышение которых начиная с 2018 года производится в соответствии со ст. 1-11 федерального закона от 19.12.2016 г. № 444-ФЗ по единому порядку с 1 февраля, будет утвержден отдельным постановлением Правительства в январе 2018 года на основании данных Росстата об итоговой общегодовой инфляции за 2017 год. В настоящее время она ожидается на уровне 3.2%, что соответствует коэффициенту индексации 1.032.
Также для определения максимального и минимального размера пособий по социальному страхованию, выплачиваемых ФСС и рассчитываемых исходя из среднего дневного или среднемесячного заработка, необходимо учитывать изменение с 1 января 2018 года двух других показателей:
- минимального размера оплаты труда (МРОТ) — повышается с 7800 до 9489 рублей (см. проектфедерального закона);
- предельной величины базы для исчисления страховых взносов в ФСС — в 2018 году повышается с 755 до 815 тыс. рублей (см. проект постановления Правительства).
Исходя из этой минимально необходимой информации можно рассчитать размер пособий на детей в 2018 году с учетом запланированной на 1 февраля индексации (см. таблицу).
Таблица — Пособия на детей в 2018 году
Примечание: ко всем указанным в таблице суммам выплат семьям с детьми, за исключением материнского капитала и пособия по беременности и родам работающим женщинам, применяются повышающие районные коэффициенты, на которые необходимо умножать установленные на федеральном уровне размеры детских выплат (они приводятся в таблице).
Название пособия | Устанавливаемый размер выплаты, руб. | |
с 1 января 2018 года | с 1 февраля 2018 года | |
Декретные (пособие по беременности и родам) | ||
— работающим женщинам (в наиболее общем случае) | 100% среднего дневного заработка за каждый день больничного по беременности и родам (в 2018 году для расчета среднего заработка принимаются доходы, начисленные работнику в 2016 и 2017 году) | |
— работающим женщинам минимум (рассчитывается за каждый день больничного по величине МРОТ) |
|
|
— работающим женщинам максимум (устанавливается исходя из предельной величины страховой базы) |
|
|
— безработным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации (выплачивается в органах Соцзащиты) | 613,14 за 1 месяц больничного | 632,76 в расчете на 1 месяц |
— женщинам, обучающимся по очной форме | в размере стипендии, установленной образовательной организацией (независимо от того, на платной или бесплатной основе осуществляется обучение) | |
— женщинам, проходящим военную службу по контракту | в размере установленного по месту службы денежного довольствия | |
Единовременные пособия | ||
Пособие женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности (до 12 недель) | 613,14 | 632,76 |
Пособие беременной жене военнослужащего по призыву | 25892,45 | 26721,01 |
Пособие при рождении ребенка в 2018 году | 16350,33 | 16873,54 |
Пособия на ребенка, переданного на воспитание в семью (усыновление, опека и попечительство, приемная семья) | 16350,33 или 124929,83 * |
16873,54 или 128927,58 * |
* Примечание: в более высоком размере устанавливается при усыновлении ребенка-инвалида, а также ребенка в возрасте от 7 лет или нескольких детей, которые приходятся друг другу братьями и (или) сестрами | ||
Материнский капитал в 2018 году | 453026 (не повышается с 01.01.2015 по 01.01.2020 года) | |
Ежемесячные пособия | ||
Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет | 40% от сремесячного заработка (для расчета которого в 2018 году принимаются доходы за два полных предыдущих года — 2016-й и 2017-й), но не менее установленного законом минимума (который выплачивается в том числе неработающим гражданам через Соцзащиту): | |
|
|
|
Пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву | 11096,76 | 11451,86 |
Пособие по потере кормильца на ребенка военнослужащего | 2231,85 | 2303,27 |
Ежемесячная выплата до 3 лет на каждого ребенка, проживающего в чернобыльской зоне |
|
|
Выплата многодетным семьям на третьего ребенка до 3 лет | В размере установленного в регионе одного прожиточного минимума на ребенка | |
Детское пособие до 18 лет в 2018 году малообеспеченным семьям | Устанавливается во всех регионах страны согласно ст. 16 закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ и выплачивается ежемесячно либо ежеквартально. Размер пособия, сроки и периодичность его индексации устанавливается региональными законами исходя из возможностей бюджета |
Единовременные пособия при рождении ребенка в 2018 году
Независимо от того, какой ребенок по очередности его появления в семье будет рожден в 2018 году (первый, второй, третий или последующие), в связи с этим событием законом на федеральном уровне предусмотрено единственное единовременное пособие, полагающееся одному из родителей до достижения ребенком возраста 6 месяцев.
Оно предоставляется в одинаковом размере как работающим (через работодателя из ФСС), так и неработающим гражданам (оформляется в органах Соцзащиты населения и выплачивается из федерального бюджета), на каждого рожденного ребенка:
- 16350,33 рублей с 1 января (до проведения очередной индексации);
- 16873,54 рублей — с 1 февраля 2018 года (с учетом индексации на 3.2%).
Если один или оба родителя ребенка работают (или служат), то пособие оформляется по месту работы. Оформить выплату через Соцзащиту по месту жительства (а также месту пребывания или фактического проживания) семье можно только в том случае, если оба родителя не работают либо учатся.
Процедура оформления пособия упрощается, если законный родитель у ребенка единственный (то есть оформляется оно матерью-одиночкой или отцом, воспитывающим ребенка без матери, которая умерла либо лишена родительских прав). В этом случае не требуется предоставлять справку о неполучении пособия вторым родителем.
Дополнительно к декретным по месту работы выплачивается символическое единовременное пособие в размере 613,14 рублей (632,76 рублей с 1 февраля 2018 года) женщинам, вставшим на учет в женскую консультацию на ранних сроках беременности. Для его получения необходимо вместе с больничным по беременности и родам предоставить работодателю при оформлении декретного отпуска справку о постановке на учет на сроке до 12 недель.
Для неработающих женщин за раннюю постановку на учет никакой доплаты к единовременному пособию при рождении ребенка в 2018 году не предусмотрено.
Руководством субъектов федерации через органы Соцзащиты населения дополнительно к представленному федеральному перечню могут предоставляться дополнительные региональные пособия при рождении ребенка. В этом случае их размеры и условия получения могут быть самыми разнообразными в зависимости от возможностей регионального бюджета. Например, в Москве при рождении супругами в возрасте до 30 лет второго или третьего ребенка региональное единовременное пособие при рождении может превышать 100 тыс. рублей за каждого ребенка (так называемые лужковские выплаты молодым семьям).
Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году
Это второе основное федеральное пособие (наряду с единовременным при рождении ребенка), которое предоставляется одному из родителей или другому лицу, осуществляющему уход за ребенком до достижения 1.5 лет, независимо социального положения и факта трудоустройства.
Однако неработающие родители имеют право на получение этого пособия только в минимальном размеречерез органы Социальной защиты населения:
- 3065,69 рублей в месяц — на первого ребенка (3163,79 рублей с 1 февраля 2018 года);
- 6131,37 рублей в месяц — на второго ребенка, третьего и последующих (6327,57 рублей с учетом февральской индексации).
Работающие родители или опекуны ребенка могут получать это пособие в более высоком размере, если их среднемесячный заработок за 2 предыдущих года (в 2018 году это соответственно 2016-й и 2017-й) превышает:
- если пособие оформляется на первого ребенка — 7679 рублей (7925 рублей, если отпуск по уходу за ребенком оформляется после 1 февраля 2018 года);
- если оформление пособия происходит на второго ребенка и последующих — 15358 рублей (15849 рублей, если пособие назначается после 1 февраля).
Поскольку средний месячный заработок, соответствующий указанному минимальному размеру пособия на первого ребенка, в 2018 году составляет меньше величины МРОТ (7679 и 7925 меньше 9489 рублей), то работающим гражданам минимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2018 году будет устанавливаться исходя из величины МРОТ на дату начала отпуска по уходу за ребенком (9489 рублей с 1 января 2018 года, что соответствует минимальному пособию в размере 3788,33 рублей).
Лимиты для расчета пособия по уходу за ребенком на 2018 год в форме социального страхования приводятся в таблице ниже.
Лимиты для расчета пособия до 1.5 лет работающим | Предельные суммы, подлежащие выплате в 2018 году (за один месяц) | |
с 1 января | с 1 февраля | |
Минимальный размер пособия | ||
— на первого ребенка (по МРОТ) | 3788,33 | |
— на второго ребенка и последующих | 6131,37 | 6327,57 |
Максимум ежемесячных выплат до 1.5 лет | ||
— максимальный размер среднего дневного заработка, используемого для расчета пособия | 2017,81 | |
— максимальный размер пособия для работающих граждан (по страховой базе) | 24536,55 | |
— для военнослужащих и женщин, уволенных в период декретного отпуска (фиксировано) | 12262,76 | 12655,17 |
Поскольку пособие до 1.5 лет может оформить только один из родителей, то, как и в случае с единовременным пособием при рождении ребенка, при оформлении пособия (по месту работы или в органах Соцзащиты, если заявитель не работает) необходимо предоставить справку о том, что второму родителю это пособие не назначается и не выплачивается.
Затем это двойное чернобыльское пособие стало выплачиваться в обычном порядке (как описано выше), но дополнительно к нему было введена новая ежемесячная выплата до 3 лет, выплачиваемая через Соцзащиту в фиксированном размере:
- 3162,00 рублей — от рождения ребенка до достижения 1.5 лет (3263,18 рублей с 1 февраля 2018 года);
- 6324,00 — на ребенка в возрасте от 1.5 до 3 лет (6526,37 рублей с учетом индексации).
Выплаты на второго ребенка в 2018 году
При рождении в 2018 году второго ребенка выплате подлежит такой же общий перечень пособий, который устанавливается на первенца. Размеры выплат на второго ребенка также не меняются, за исключением увеличенного в 2 раза минимального пособия по уходу за вторым ребенком до 1.5 лет — 6131,37 рублей вместо 3065,69 на первого ребенка (с учетом индексации с 1 февраля 2018 года соответственно 6327,57 против 3163,79 рублей). Этот гарантированный минимум будет выплачиваться на 2 ребенка как работающим родителям (по месту работы через ФСС), так и неработающим (через органы Соцзащиты населения по месту жительства или пребывания).
Также необходимо отметить, что с многие российские семьи при рождении второго ребенка могут приобрести статус малоимущей семьи (поскольку семейный доход делится на всех членов семьи, и при сохранении его уровня среднедушевой доход в зависимости от состава семьи автоматически снижается на 25-33% и может оказаться ниже величины регионального прожиточного минимума на душу населения). Это дает родителям возможность на получение дополнительных региональных пособий, выплачиваемых через Соцзащиту преимущественно малоимущим семьям (то есть с учетом так называемых «критериев нуждаемости»).
Размер материнского капитала в 2018 году на второго ребенка
Сертификат на маткапитал не индексируется уже третий год подряд (последняя его индексация на 5.5% проводилась Правительством с 1 января 2015 года). В 2018 году материнский капитал снова будет составлять 453026 рублей, и эта сумма не будет меняться еще как минимум до 1 января 2020 года (то ест всего так называемая «заморозка материнского капитала» может продлиться 5 лет).
Многие справедливо опасаются, что за это время покупательная способность сертификата может существенно снизиться (накопленная инфляция за эти 5 лет только по официальным оценкам может превысить 30%).
Строго ограниченный перечень вариантов использования материнского капитала делает его менее чувствительным к изменению индекса роста потребительских цен. Известно, что более 90% владельцев сертификатов направляют его на улучшение жилищных условий (приобретение и строительство жилья), однако цены на жилье с 2015 года в среднем по стране не выросли, а даже существенно упали в первые годы кризиса, и сейчас повышаются умеренными темпами (столичный регион не в счет, поскольку там жилищный рынок все-таки работает в немного других условиях, чем в среднем по стране).
Кроме того, привлекательность материнского капитала не только не снизилась, но и существенно выросла за эти годы в связи с существенным снижением процентных ставок по ипотеке. Теперь при приобретении квартиры в кредит вклад материнского капитала (несмотря на то, что его индексация не проводится уже несколько лет) в относительном выражении может составлять более существенную сумму, чем до 2015 года, поскольку сейчас существенно снизился общий объем переплаты по процентам за ипотечный кредит.
По данным статистики, более половины квартир в стране в 2017 году было приобретено в ипотеку, и в 40% таких сделок используется материнский капитал. При этом средний возраст ипотечных заемщиков за время действия программы маткапитала снизился на 14 лет — то есть зачастую это молодые семьи, которые еще не успели накопить средств на самостоятельную покупку жилья, но имеют стабильный доход и двоих детей.
В связи с этим решение Правительства не индексировать материнский капитал до 2020 года кажется отчасти логичным и оправданным, поскольку благодаря стабилизации финансового сектора страны у многих семей сейчас открывается больше возможностей для использования сертификата на покупку жилья с минимальной переплатой, чем это было до 2015 года. Это, в частности, отмечается многими экспертами.
Выплаты многодетным семьям на третьего ребенка до 3 лет (изменения)
С 1 января 2018 года вступают в силу изменения, внесенные Президентом России Владимиром Путиным в один из своих майских указов 2012 года — «О мерах по реализации демографической политики РФ». В соответствии с этими изменениями, утвержденными новым указом Президента от 18.10.2017 г. № 487, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) на третьего ребенка до 3 лет будет выплачиваться в тех регионах страны, в которых «величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2». Напомним, этот показатель характеризует среднее количество детей, рожденных одной женщиной в текущем поколении.
В соответствии с этим указом выплата может вернуться в большинство из тех регионов страны, в которых она была отменена в 2016-2017 гг. из-за того, что была достигнута средняя по стране величина суммарного коэффициента рождаемости (за 2016 год этот показатель по данным Росстата в среднем по стране составил 1.762, причем для городского населения — 1.672, а для проживающих в сельской местности — 2.056).
Выплата предоставляется малоимущим семьям при рождении или усыновлении ребенка, являющегося в семье третьим или последующим, в размере прожиточного минимума на ребенка, установленного в регионе. Финансирование на нее выделяется смешанное: часть средств идет из регионального бюджета, а остальное выделяется на условиях софинансирования из госбюджета.
- В 2017 году выплата предоставляется более чем в 60 регионах страны, из них в 50 субъектах РФ — на условиях федерального софинансирования (в них суммарный коэффициент рождаемости ниже среднего по стране). Последний на данный момент актуальный перечень регионов, по которому выделяется финансирование из госбюджета, был утвержден распоряжением Правительства РФ от 05.10.2016 г. № 2090-р.
- При этом средний уровень софинансирования выплаты из федерального бюджета ежегодно снижается. Согласно постановлению Правительства от 31.03.2017 г. № 372 (приложение №7 к госпрограмме «Социальная поддержка граждан»), в 2018 году и последующие годы он планируется на уровне 30%(для сравнения, в 2013 году этот показатель составлял 55%, в 2017 году — 35%).
Согласно последнему на данный момент докладу Правительства о ходе выполнения «майских указов», средний размер ЕДВ на третьего ребенка по состоянию на 1 января 2017 года составляет 9824 рубля. Меньше всего эта выплата составляет в традиционно «многодетных» регионах страны, которые ввели ее по собственной инициативе (3000 рублей в Республике Хакасия и Башкортостане), а больше всего — в малочисленных по населению северных регионах (20849 рублей в Ненецком автономном округе) на условиях софинансирования из госбюджета.