В июле-августе 2017 года в большинстве регионов России в различных источниках, включая публикации в печатных СМИ и в сети Интернет, начала активно распространяться информация о возможности получения доплаты к пенсии «за детей, рожденных до 1990 года».
Доплата к пенсии за детей рожденных до 1990 г в 2017 году в России. Действительная ли данная информация?
К сожалению, далеко не всегда распространяемая при этом информация соответствовала действительности, в связи с чем на фоне возникшего ажиотажа отделения Пенсионного фонда (ПФР) в различных регионах страны начали сами публиковать развернутые пояснения по этому вопросу на своем официальном сайте, фактически подтверждая ходившие до этого среди населения многочисленные слухи и еще больше разжигая интерес к вопросу проведения перерасчета пенсии с учетом периодов ухода за детьми среди остальной части пенсионеров, ранее не проявлявшей к этому интереса или ничего об этом не знавшей.
В действительности речь идет о пенсионерах, пенсия которым была назначена по старым правилам до 1 января 2015 года — то есть до появления так называемой балльной системы ее исчисления, которая предусматривает учет периодов ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им 1.5 лет в страховой стаж наравне с периодами работы с начислением за них в индивидуальный пенсионный коэффициент(ИПК) фиксированного количества пенсионных баллов:
- 1.8 баллов за год ухода за первым ребенком;
- 3.6 баллов — за вторым;
- 5.4 — за третьим и четвертым детьми.
Год рождения ребенка в действительности принципиального значения не имеет — он может быть рожден как до 1991 года «в советское время», так и позднее (так, например, на официальном сайте ПФР разъясняет Отделение Пенсионного фонда по Ставропольскому краю).
Всего согласно статье 12 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (вступил в силу 01.01.2015) в стаж может быть учтено в общей сложности не более 6 лет периодов ухода за детьми длительностью 1.5 года, поэтому баллы начисляются не более чем за четверых детей в размере, установленном частью 12 статьи 15 того же закона.
Согласно пояснениям ПФР:
- таким женщинам периоды ухода за детьми не были учтены сразу при назначении пенсии, поскольку новая балльная система их учета появилась только в 2015 году (а трудовой стаж устанавливается на основании записей в трудовой книжке, в которой периоды ухода за детьми никак не отмечаются);
- если женщина при назначении пенсии уже предоставляла свидетельства о рождении детей, то эти периоды ухода за детьми уже были учтены ей в трудовой стаж по нормам старого законодательства, и ей также может быть выгоден расчет этих периодов по новым правилам в пенсионных баллах.
Поскольку стоимость одного пенсионного балла в 2018 году составляет 81,49 руб., потенциально за 1.5 года ухода за первым ребенком в результате перерасчета можно получить прибавку 220,02 руб., за вторым — 440,05 руб., за третьего и четвертого — 660,07 руб. Однако в действительности для большинства пенсионеров эти суммы оказываются гораздо меньше, поскольку при проведении такой замены соответствующее количество лет (засчитанных в результате перерасчета как «нестраховые периоды» по уходу за детьми) исключается из трудового стажа, а это приводит к снижению стажевого коэффициента и суммы валоризации пенсии, что влечет за собой уменьшение ее размера «за периоды работы» и в большинстве случаев (80-90% от общего числа обращений) оказывается невыгодным.
Как показывает этот пример, у каждого пенсионера расчет размера пенсии проводится индивидуально, и замена периодов работы на периоды ухода за детьми одним гражданам может быть выгодна, а другим не выгодна. Наиболее ощутимую добавку к пенсии могут получить женщины, являющиеся многодетными матерями, если периоды ухода за детьми у них совпали с обучением или на них приходилась работа с невысокой заработной платой.
Если пенсионерка в настоящее время получает минимальную пенсию в размере прожиточного минимума с учетом социальной доплаты, то она уже сейчас может полностью покрывать возможную прибавку за детей. Тогда в результате перерасчета страховая пенсия ей может быть увеличена, однако на соответствующую величину сократится размер социальной доплаты, в результате чего размер пенсии не изменится и не превысит величину прожиточного минимума (иными словами, в таких случаях проведение перерасчета не имеет смысла).