- Какая сейчас продукция выпускается на заводе, и когда планируется обновление модельного ряда?
- Наш завод специализируется на производстве гидравлических экскаваторов средней эксплуатационной массы - 14, 22 и30 тонн. Также мы производим сварные конструкции, которые отправляются в Нидерланды. На данный момент мы планируем не столько обновлять модельный ряд, сколько расширять номенклатуру продукции. В частности, мы планируем запустить на заводе производство ковшей для экскаваторов.
- Можно тогда сразу уточнить, сколько средств инвестировано в этот проект и когда завод начнет выпуск ковшей?
- Относительно сроков мы можем сказать, что, по крайней мере, на данный момент планируем, что это будет в районе 2017 года. Что касается дополнительных инвестиций, то рассчитываем обойтись небольшими средствами - в районе миллиона, нескольких миллионов, рублей.
- Рублей?
- Да. Недавно мы запустили заготовительный цех и инвестиции составили около 500 миллионов рублей. Это и есть наша основная площадка для развития, а уже в дополнение к этому какие-то глобальные инвестиции не требуются.
- В связи с этим хотел бы у Вас спросить, к какому уровню локализации Вы стремитесь?
- Что касается локализации, то ее нужно рассматривать по двум направлениям - внутреннее производство компонентов нашей компании и работа с поставщиками. В целом наша цель - это более 50%. К сожалению, для нас это очень сложная задача (на текущий момент уровень локализации составляет 20% - прим. Tver-Portal.ru).
В настоящее время основная часть комплектующих приходит из Японии. Например, двигатели, гидравлика, насосы, клапаны. Что касается гусениц и того, что связано с ходовой частью, то здесь мы отдаем предпочтение корейским поставщикам.
- Могли бы Вы сказать, кто сейчас наиболее крупный поставщик комплектующих для завода Хитачи из российских компаний? Ранее Вы также говорили, что японские компании «Ивасиро» и «Никко» могут прийти в Тверскую область и работать с Хитачи.
- Что касается местных поставщиков, то самая большая компания на данный момент это «Инком» (входит в Трансмашхолдинг – прим.Tver-Portal.ru). Японские компании действительно пытались работать на российском рынке, однако в текущей ситуации это оказалась для них крайне тяжело. Сейчас у них нет возможности продолжать те планы, которые были начаты - они передают свои функции нам.
Под передачей функцией подразумевается, что мы будем самостоятельно пытаться производить ту продукцию, которую изначально планировали выпускать данные компании, в частности «Никко». Так, мы уже приняли от них необходимое оборудование и инструменты, для того чтобы попытаться запустить данный проект уже на нашем заводе.
- В 2014 году региональные власти рассчитывали, что вокруг Хитачи появится кластер поставщиков компонентов, в том числе из Японии. Насколько я понял по тем двум компаниям, которые я называл – «Ивасиро» и «Никко», данный проект не был осуществлен?
- На данный момент нет каких-то идей, либо конкретных планов о том, что японские производители будут приходить в Тверскую область именно в качестве наших поставщиков. В свою очередь мы развиваем деятельность, направленную на локализацию производства и поиск именно местных поставщиков.
Мы рассчитываем, что все же в России сможем локализовать производство за счет таких позиций, как батареи, шланги, крышки и других небольших, несложных комплектующих, необходимых нам.
- Запуск завода Хитачи состоялся под Тверью в 2014 году. И тогда на церемонии открытия говорилось, что на нем может выпускаться в перспективе до 2000 экскаваторов в год. Это были такие амбициозные цели. Мы все понимаем, что за это время ситуация изменилась, причем в худшую сторону. Могли бы Вы сказать, остается ли эта цифра как среднесрочная или долгосрочная цель компании?
- Мы говорили непосредственно о максимальной производственной мощности данного завода. Естественно, она остается неизменной. Она как была 2000 экскаваторов, так и остается 2000 экскаваторов. Но изначально, когда мы принимали на работу сотрудников, мы рассматривали вариант около 500 единиц в год. И исходя из этого набрали нашу команду.
Что касается объемов производства в настоящее время, то здесь говорить очень сложно, так как постоянно меняется спрос. Благодаря желаниям наших клиентов производство может, как увеличиваться, так и уменьшаться. Поэтому сейчас было бы, наверное, бессмысленно говорить о каких-либо цифрах на текущий год (в 2015 году завод выпустил 234 экскаватора – прим. Tver-Portal.ru).
Сейчас мы можем говорить о том, что в принципе спрос на российском рынке сократился. Всего спрос на российском рынке составляет около 2000 экскаваторов [экскаваторов] и мы занимаем 30-процентую долю рынка. Когда мы говорим про нас, то подразумеваем компанию Hitachi Construction Machinery в целом. У нас есть официальный дилер, который работает на территории Российской Федерации. Соответственно, в 30-проценнтую долю рынка включаются как экскаваторы нашего производства, так и импортированные.
- В Правительстве РФ говорят, что девальвация рубля принесла определенные преимущества производителям в плане возможности наладить или нарастить свои экспортные поставки. В мае Вы начали экспорт одного из видов своей продукции в Нидерланды. Есть ли у Вас планы по увеличению экспортных поставок в страны ближнего и дальнего зарубежья?
- Это действительно так. С мая месяца мы начали поставлять сварные конструкции в Нидерланды. Это одна из частей переднего навесного оборудования к экскаватору - стрела. Мы только запустили этот проект, поэтому объемы не столь велики. В месяц это примерно 20-30 единиц, но мы уже обсудили вариант развития данного проекта с Нидерландами, и они подтверждают потенциальное увеличение объемов в ближайшем будущем. Сейчас вместе с нашим клиентом мы обсуждаем варианты того, можем ли мы производить также и другие комплектующие для них.
Наш заказчик в Нидерландах, также как и мы, входит в группу Hitachi Construction Machinery. Естественно, если говорить об экспортных поставках, у нас есть конкуренты, внутри группы: такие большие производства, как Хитачи Констракшен Машинери Китай, Хитачи Констракшен Машинери Япония, Хитачи Констракшен Машинери Индонезия и другие. И здесь, рассматривая именно стоимость комплектующих, которые мы могли бы поставлять, есть то, что дешевле, но есть и многое, что выходит дороже.
- Как у вас налажена работа с персоналом, возникают ли сложности?
- В первую очередь давайте поговорим о рабочих. Мы были приятно удивлены, что очень много [в Тверской области] талантливых рабочих. Запускали мы производство вместе с сотрудниками из Японии и они же оценивали уровень нашего производства. Здесь мы говорим в первую очередь об оценке уровня качества сварки, покраски и сборки. В итоге мы получили заключение от японских специалистов, что уровень качества на нашем заводе в Твери - один из лучших в нашей группе во всем мире. И это в первую очередь заслуга рабочих, которые выполняют работу в соответствии с инструкциями, с тем как принято и необходимо выполнять каждую из операций.
- Сколько сейчас специалистов работает из Японии?
- На данный момент 10 человек.
- А было 25?
- На пиковое время нашей работы, в период запуска производства, на заводе находились 27 японских специалистов. С чем же связано сокращение именно японского персонала в нашей компании здесь в Твери? Первое это то, что они успешно передают свой опыт российским коллегам и соответственно с чувством исполненного долга возвращаются обратно на родину. Вторая причина заключается в том, что, естественно, как вы понимаете, оплачивать труд японских специалистов крайне дорого. И сейчас не та ситуация, чтобы намеренно держать штат именно японских специалистов.
- Раз мы уж заговорили про зарплаты, не могли бы Вы обозначить средний уровень заработной платы на предприятии и по каким критериям она устанавливается на вашем заводе?
Конечно, мы опустим часть с конкретными цифрами, но здесь нужно разделить офисных сотрудников и сотрудников, работающих по рабочим специальностям - их уровень примерно такой же, как и у других сотрудников в Твери.
Что касается расчета с заработной платой, то мы используем на нашем предприятии систему грейдов, и она открыта для всех сотрудников. Например, если Вы являетесь сварщиком на нашем предприятии, то вы видите на каком грейде вы сейчас находитесь. Вы можете изначально находиться на низшем грейде, и здесь есть конкретный лимит по заработной плате. Дальше, если у вас расширятся ваши функциональные обязанности, у вас повысится опыт, вы будете более многофункциональным сотрудником, то вы перейдете в следующий грейд. Соответственно с этим грейдом у вас будет другая вилка по заработной плате. Также это своего рода мотивация, так как все сотрудники предприятия владеют этой информацией.
- В продолжении темы. Насколько я знаю на некоторых тверских предприятиях, например, на Тверском вагоностроительном заводе, пытались внедрить систему бережливого производства, родоначальником которой была именно японская компания Тойота. Есть ли у Хитачи какая-то собственная система организации рабочего процесса?
- Что касается бережливого производства, это основа любой японской компании. Компания Тойота стала передовой компанией в данном направлении ввиду того, что они лучше всех систематизировали данные принципы и соответственно, руководствуясь их опытом, мы достаточно эффективно, как нам кажется, реализуем данные принципы и на нашем предприятии.
Что касается нашей компании, мы входим в группу компаний Hitachi Construction Machinery, наше материнское производство находится в городе Цутиура, префектура Ибараки, Япония. И одной из инновационных систем, которая была [там] разработана, является система производственного менеджмента, которая позволяет производить постоянные улучшения - на японском звучит как кайдзен. Данная система реализована и в Твери.
Единственно, что хотелось бы еще заметить, что бережливое производство на самом деле намного шире, чем его часто воспринимают. Ведь оно распространяется не только на организацию производства, но и на конечную продукцию и на работы, которые идут раньше, чем производство начинается. Естественно для реализации данных принципов требуется задействование еще других систем и инструментов японского менеджмента.
- Сколько всего сотрудников работает на заводе Hitachi в Твери, есть ли планы по оптимизации персонала?
- На данный момент в нашей компании работает 220 человек. Среди них 10 японцев, 210 - граждане России. У нас нет планов по сокращению именно российского персонала.
- В этом году завод будет вновь останавливать свою работу или пока непонятно?
- Мы полагаем, что будем вынуждены прибегнуть к данной мере. В связи с тем, что спрос сокращается, а запасы [произведенной продукции] у нас еще пока есть".
Мы пока точно не знаем, сколько по времени может продлиться наш производственный простой. Может быть, это растянется на все лето, может быть нет. Но в любом случае мы рассчитываем на понимание ситуации, которая сложилась.
У нас был опыт проведения производственного простоя. Всем сотрудникам были разъяснены причины данного решения. И мы получили согласие каждого из сотрудников перед началом работы по такой схеме
- Какие особенности работы в России по сравнению с другими странами Вы можете назвать по своему опыту или по опыту Ваших коллег?
- Начнем с вопросов, касающихся ведения бизнеса в разных странах. Конечно, вести бизнес нелегко, вне зависимости от того, в каком государстве вы начинаете работать, но мы можем сказать, что в России действительно сложно работать.
Первое - это ситуация на российском рынке, когда происходит внезапно какие-то глобальные изменения и они могут быть в разных сферах. Так, например, совсем недавно был принят утилизационный сбор. Что касается нас - компаний входящих в кластер строительной техники, то ввиду введения утилизационного сбора, стоимость, нашей продукции увеличивается на 20 процентов. И это такая ситуация, такое стечение событий, которые мы кажется не могли бы увидеть ни в какой другой стране мира.
Еще одна сложность, с которой мы столкнулись, заключается в том, что в России крайне тяжело найти поставщика, который бы занимался профессионально изготовлением только одного вида продукции. Для нас же это крайне важно. То есть трудно найти производителей, которые, например, занимаются производством только кабин, либо только производством трубопроводов и т.д. Ведь с чем это связано? В первую очередь это связано с себестоимостью. Если вы специализируетесь на одном виде продукции, соответственно, вы ищите пути, как снизить себестоимость. Также специализация отражается и на качестве конечной продукции.
- Вы упомянули про утилизационный сбор. Для вас его введение было неожиданностью?
- Да. Мы были шокированы тем, что в России ввели утилизационный сбор [на строительную технику]. Кроме того, стоит отметить и постановление № 719, где как раз указано, что производителям необходимо сделать, чтобы получить статус российского производителя и соответственно субсидии. В частности, нам, как производителям гусеничных экскаваторов, необходимо исполнить 15 пунктов и все они для нас – невыполнимы. То есть, если мы будем следовать данным пунктам, мы просто не произведем нашу технику!
Мы приехали в Россию, чтобы работать здесь в России и для России. Но, к сожалению, мы вынуждены работать в таких условиях и поставлены в такую ситуацию, когда мы не чувствуем себя равноправными с местными производителями. И в таких условиях работать намного сложнее, чем мы предполагали, поэтому мы хотели бы обратить на это особое внимание [российских властей]"
-Вы хотели бы, чтобы утилизационный сбор был значительно снижен, либо вообще отменен?
- Утилизационные сборы были введены также и на автомобили, и это вполне логично. Единственное, что не логично, то, что в отношении строительной техники это очень большой процент. Поэтому мы не говорим о том, что необходимо полностью отменить данный сбор. Естественно нет, но это должен быть честный уровень. Если это будет сведено, например, с уровнем автомобилей, то это уже будет посильно [для компании]".