В подготовленной презентации Банка России отмечается, что в среднем полис ОСАГО на легковой автомобиль, принадлежащий физическому лицу, подорожает на 41–60%.
Например, для автомобиля мощностью 101-120 л.с. (Ford Focus, HyundaiSolaris, LadaPriora/Granta), если в полис вписаны водители старше 22 лет со стажем более 3 лет, примерная стоимость полиса составит:
Базовый тариф для легковых автомобилей, принадлежащих частным лицам, с 12 апреля вырастет до 3432—4118 руб (в настоящее время он составляет 2440—2574 рублей).
ЦБ РФ отмечает, что система ОСАГО при прежних тарифах существовать больше не может, так как территориальные коэффициенты не сбалансированы, существенно выросли цены на запчасти, материалы и ремонт. Кроме того, с 1 апреля 2015 года в соответствии с Законом увеличены выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших со 160 тысяч до 500 тысяч рублей.
— Многочисленные встречи ЦБ со страховщиками дали регулятору понимание того, что решение совета директоров стимулирует страховые компании возвращаться в центральные регионы, приведет к нормализации процесса продаж, сокращению очередей за полисами и позволит пресечь практику навязывания допуслуг при их реализации, — сообщил Зампред Центробанка Владимир Чистюхин.
Тем временем, в Твери некоторые страховые компании пытаются навязать дополнительные услуги при реализации полиса ОСАГО. В частности, покупателям ОСАГО предлагается приобрести полис вместе с договором дополнительного страхования жизни, что значительно увеличивает общую сумму. При этом во многих случаях представители страховых компаний отказываются оформлять полис ОСАГО, если страхователь не застрахует свою жизнь.
Руководитель управления В.М. Фомин предоставил Tver-portal.ru разъяснения по данному вопросу.
Согласно абзацу 8 статьи 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным Законом, и является публичным, следовательно, страховая организация должна оказывать свои услуги в отношении каждого обратившегося лица.
Согласно пункту 1.5 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Банком России от 19.09.2014 № 431-П, владелец транспортного средства имеет право на свободный выбор страховщика, осуществляющего обязательное страхование. Страховщик не вправе отказать в заключении договора ОСАГО владельцу транспортного средства.
В соответствии с пунктами 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора и экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, и иными нормативными правовыми актами.
Учитывая вышеизложенное, действия страховой компании, занимающей на соответствующем товарном рынке доминирующее положение, в части отказа от заключения договора ОСАГО без приобретения дополнительных услуг незаконны.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона и пунктами 3.6, 3.8 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв. приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 (далее – Регламент), к заявлению, направляемому в антимонопольный орган, должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
При этом в ответе Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области также сообщается, что для рассмотрения заявлений о действиях страховой компании по существу к таким заявлениям должны быть приложены любые доказательства, подтверждающие факты навязывания страховой компанией при оформлении договора ОСАГО заключения договора дополнительного страхования жизни или отказа от заключения договора ОСАГО при несогласии заключить договор дополнительного страхования жизни, с приложением копий указанных договоров и квитанций об оплате страховых премий. Такими доказательствами может быть также аудиозапись или видеозапись.