КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Пересмотр прогноза отражает следующие рейтинговые факторы и их относительный вес:
Высокий вес:
Fitch ожидает, что бюджетные показатели Тверской области продолжат улучшаться в 2014-2016 гг. Правительство региона намерено сохранять операционные расходы под жестким контролем, что должно обеспечить более прочный операционный баланс на уровне около 5% от операционных доходов с 2014 г. и далее. В сочетании с сохранением умеренных капитальных расходов это должно способствовать продолжению уменьшения дефицита бюджета до движения долга в среднесрочной перспективе.
В 2013 г. улучшение показателей областного бюджета превзошло ожидания Fitch. После двух лет операционного дефицита в 2013 г. операционный баланс достиг положительного значения в 3,7% от операционных доходов за счет строгого контроля за операционными расходами и поддержки из федерального бюджета в форме дополнительных текущих трансфертов.
Fitch прогнозирует дальнейшее сокращение дефицита до 7% от всех доходов в 2014 г. и 4%-5% в 2015-2016 гг. с 8,2% в 2013 г. Это будет представлять собой существенное улучшение относительно среднего бюджетного дефицита на уровне 11% от всех доходов в 2009-2012 гг., что обусловило более значительную долговую нагрузку, чем у других российских регионов.
Средний вес:
Fitch ожидает, что прямой риск региона (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации агентства) стабилизируется на уровне менее 65% от текущих доходов в 2014-2016 гг. Этому будет способствовать уменьшение дефицита и способность правительства области использовать остатки средств на счетах для частичного финансирования дефицита. В 2013 г. прямой риск у региона составлял 62,7% от текущих доходов (59% в 2012 г.). Косвенный риск Тверской области близок к нулю, так как ограничивается несущественным размером долга региональных предприятий госсектора.
Рейтинги Тверской области также отражают следующие ключевые рейтинговые факторы:
Область по-прежнему подвержена давлению в плане рефинансирования в 2014-2016 гг., поскольку ей необходимо погасить 88% от суммарного объема долга. В 2014 г. региону предстоит рефинансировать 5,2 млрд. руб., что соответствует 26% прямого риска. Fitch полагает, что Тверская область будет рефинансировать долг с наступающими сроками в 2014 г. за счет безотзывных кредитных линий коммерческих банков на сумму 7 млрд. руб. Регион планирует выпустить внутренние облигации в 2014 г., если рыночные условия будут благоприятными. Планируемые облигации будут иметь срок обращения в пять лет, что сгладит структуру долга региона по срокам погашения.
Область имеет умеренно развитую экономику, в которой доминирует хорошо диверсифицированный промышленный сектор. ВРП на душу населения в Тверской области в 2012 г. был на 18% ниже медианного российского показателя. В 2013 г. рост ВРП составил 1,3% относительно предыдущего года, что на уровне среднероссийского показателя. Правительство области ожидает умеренного роста региональной экономики на 2% в 2014 г.
Институциональная среда субнациональных образований в России является сдерживающим фактором для рейтингов региона. Частые изменения распределения источников доходов и расходных полномочий между бюджетами различных уровней ограничивают возможности области по прогнозированию и негативно влияют на ее бюджетную обеспеченность и финансовую гибкость.
Fitch изменило прогноз по рейтингам Тверской области на «Позитивный» и подтвердило рейтинги на уровне «B»
Fitch Ratings изменило со «Стабильного» на «Позитивный» прогноз по рейтингам Тверской области Российской Федерации. Одновременно агентство подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») области в иностранной и национальной валюте на уровне «B», национальный долгосрочный рейтинг «BBB+(rus)» и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B».