Во-первых, китайские автолюбители массово переходят на электромобили, тогда как россияне остаются верны автомобилям с двигателями внутреннего сгорания. Абсолютным лидером продаж в Китае является электрический кроссовер Tesla Model Y. В ТОП-10 также входят еще четыре электромобиля. Бренд BYD, специализирующийся на электромобилях и гибридах, занимает лидирующие позиции на китайском рынке. О его моделях в России мало что известно.
С другой стороны, наша самая продаваемая иномарка – кроссовер Haval Jolion – вообще не продается в Китае. Внедорожник изначально проектировался как экспортная модель. Мы до сих пор боимся любимого китайцами Чангана. Лишь в случае с Geely предпочтения водителей обеих стран совпадают – бренд занимает третье место и в Китае, и в России. Кроссовер Geely Monjaro стал десятым в нашей стране и 28-м в Китае по итогам 2023 года.
Chery, популярная компания в России, ориентирована на экспортные рынки. В Китае продается вдвое меньше автомобилей, чем за рубежом. Еще более яркий пример – марка SAIC, отправившая на экспорт в 20 раз больше автомобилей, чем продала на родине
Цены также играют важную роль в объемах продаж. И Китай, и Россия имеют высокие импортные пошлины, и автомобили местной сборки имеют преимущество. Например, Geely Monjaro в России стоит 4,0 миллиона рублей с учетом всех возможных скидок. В Китае его цена не превышает 2,0 млн рублей в пересчете по обменному курсу.
Если бы АвтоВАЗ решил экспортировать Lada Granta в Китай, она стоила бы не менее 120 тысяч юаней или 1,5 миллиона рублей по курсу и не имела бы никаких рыночных перспектив.