В ноябре параллельный импорт автомобилей в Россию резко сократился. Результат соответствует прогнозам, сделанным после повышения тарифов за утильсбор. Так, если за первые семь месяцев 2023 года доля параллельного импорта оценивалась в 14% объема автомобильного рынка, то в ноябре она упала до 6,2%.
Постепенное исчезновение системы параллельного импорта связано с рядом факторов, среди которых резкое повышение налогов на утилизацию, усложнение правил параллельного импорта, ослабление рубля, кризис в сфере логистики и запрет на экспорт ряда модели из Японии.
О нерентабельности параллельного импорта говорят и ритейлеры: в середине ноября две крупные компании заявили об отказе от такой схемы. Вместо этого компании полагаются на официальный импорт китайских автомобилей.
В целом импорт автомобилей, в том числе «белый», обеспечивает почти половину предложения автомобилей на российском авторынке. Это резко контрастирует с докризисными временами, когда например в 2019 году, доля ввозимых в Россию автомобилей составляла менее 14%. Но закрытие российских автозаводов привело к тому, что процент иномарок, собираемых в России, упал с 63,7% всего до 12%. При этом текущий импорт весьма однообразен: 83% автомобилей ввозятся в Россию напрямую из Китая.
На данный момент параллельный импорт по-прежнему важен для менее чувствительного к ценам рынка автомобилей премиум-класса. Например, таким образом импортируются популярные электромобили Zeekr.