Согласно документу, с 1 марта 2023 года существенно изменится действующий текст ПДД: в него добавляются электросамокаты, электронные документы водителей, новые знаки и разметка.
Масштабные поправки ждут водителей электросамокатов, моноколес и гироскутеров. Теперь такие устройства получили статус средств индивидуальной мобильности (СИМ). Во-первых, скорость на самокате должна быть не выше 25 км/ч, во вторых, масса электросамоката, на котором можно ехать по тротуарам и велодорожкам, должна быть не больше 35 кг. Приоритет на тротуарах остается у пешеходов, а для перехода дороги водителям электросамокатов придется спешиться. И, наконец, водители электросамокатов смогут ездить вместе с велосипедистами по правому краю проезжей части. Правда, разрешено это будет только лицам с 14 лет и на дорогах с разрешенной скоростью не более 60 км/ч. На тех улицах, где допустимая скорость выше 80 км/ч, проезд самокатов запрещен.
В текст ПДД впервые официально внесено такое понятие, как средство индивидуальной мобильности (СИМ):
«Средство индивидуальной мобильности» - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Cогласно данной формулировке, СИМ отнесены к транспортным средствам (не путать с механическими транспортными средствами).
Для регулирования движения на электротранспорте будут установлены новые дорожные знаки, разрешающие, ограничивающие или запрещающие движение в тех или иных зонах. Определено, что при совместном передвижении пешеходы будут иметь приоритет. А при пересечении дороги по пешеходному переходу пользователям электротранспорта необходимо будет спешиваться.
Введены и ограничения по максимально допустимой массе электротранспорта. Так, при движении по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам можно будет только на тех средствах, масса которых не превышает 35 кг. Электротранспорт с большей массой может двигаться по правому краю проезжей части дорог, где максимальная скорость движения ограничена 60 км/ч, а также разрешено движение велосипедистов. Однако управлять им можно будет только лицам старше 14 лет. Устройства, двигающиеся по дороге, должны иметь тормозную систему и фары белого и красного цвета.
"Между тем эксперты и юристы не пришли к единой трактовке новых норм ПДД. Дело в том, что региональные ГИБДД в настоящее время (пока действуют старые правила) исходят из принципа, что пользователь электросамоката является пешеходом, если мощность электродвигателя средства передвижения не превышает 250 Вт, при большей мощности — водителем мопеда или мотоцикла. В последнем случае к нарушителю можно применить все санкции и процедуры, которые используются в отношении автомобилистов. Таким образом, гражданина на самокате можно не только оштрафовать, но также направить на проверку на опьянение, лишить прав, подвергнуть административному аресту и т. д. Подобный подход находит поддержку не у всех юристов и полицейских, но тем не менее применяется в ряде регионов.
“Ъ” направил запрос в МВД с просьбой разъяснить, как будет выстроено правоприменение с 1 марта 2023 года. Пользователи СИМ, которые нарушают ПДД, пояснили в полиции, будут оштрафованы по ст. 12.29 КоАП РФ на 800 руб. и на 1–1,5 тыс. руб.— при пьяной езде. Если пользователь СИМ создаст помехи в движении транспортных средств, это будет квалифицироваться по ч. 1 ст. 12.30 КоАП (штраф 1 тыс. руб.). Если ездок собьет человека и причинит по неосторожности вред его здоровью легкой или средней тяжести, в силу вступает уже ч. 2 ст. 12.30 КоАП (штраф 1–1,5 тыс. руб.).", - сообщал Коммерсантъ.
При этом вышеуказанные правила не распространяются на обычные самокаты и роликовые коньки. Пользующиеся ими лица по-прежнему приравниваются к пешеходам.