Мировые автогиганты сократили производство, ссылаясь на отсутствие достаточного количества полупроводников, а автодилеры подняли цены чтобы сбалансировать спрос и предложение.
В результате средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России в этом году превысила два миллиона рублей. С начала года средняя стоимость автомобиля выросла примерно на четверть.
Автопроизводителям во всем мире катастрофически не хватает микросхем, утверждают в самих. Дефицит начался в конце 2020 года и продолжается до настоящего времени. В результате сокращается и производство автомобилей. К старым проблемам может добавиться и новая. Эксперты предупреждают о сокращении производства магния в Китае, широко используемого в автомобильной отрасли.
При этом дефицит чипов обходит стороной китайских автопроизводителей. Они нарастили продажи как у себя на родине, так и в России. По последним данным AEB среди топ-10 автобрендов в России продажи выросли только у двух китайских брендов. Бренд Haval в ноябре увеличил продажи более чем в 2 раза - до 4 909 автомобилей. Компания Geely реализовала 2 826 автомобилей, на 40% больше, чем в ноябре 2020 года. Остальные бренды из первой десятки сократили продажи. Так, например, продажи Автоваза упали на 31%, Kia - также на 31%, Skoda - на 48%.
Покупателей было с избытком, что позволяло автопроизводителям повышать цены, а дилерам навешивать "допы". Что будет в этом году попыталась разобраться "Российская газета", опросив автоэкспертов.
Замгенердиректора АГ "Авилон" Алексей Стариков, говорит что в настоящее время автопроизводители не увеличивают поставки новых автомобилей, однако и сокращение поставок также нет. При покупке нового автомобля из массового сегмента срок ожидания может растянуться до 2 месяцев, а при покупке премиального - до года.
Доля китайских автомобилей вырастет в следующем году до 10% с 7% в этом году и 3.5% в 2020 году, прогнозируют в "Автостате"
Что касается цен, то эксперту ожидают продолжения роста цен на автомобили. Однако вечно это тенденция не продлится.
Игорь Олейников, цитируемый в сообщении, говорит: "Если в этом году был "шок потребителя": увеличивалась стоимость авто, очереди, дилеры на волне дефицита продавали авто с "допами" на огромные суммы. То в следующем году будет "шок продавца": спрос существенно снизится".