Материнский капитал на покупку автомобиля: закон принят или нет
В октябре 2019 года, депутаты внесли в нижнюю палату парламента законопроект, который предлагает разрешить расходовать средства материнского капитала на покупку автомобилей (попытка, кстати, не первая).
Предполагается, что приобрести машину на эти деньги можно будет в том случае, если: покупаемый автомобиль произвели в России; машина ранее не находилась на регистрационном учёте; полная стоимость транспортного средства не превышает миллиона рублей; мощность двигателя авто не превышает 125, 08 л.с.; ТС имеет не менее трёх пассажирских мест.
Инициатива ещё не прошла первое чтение в Госдуме. Планируется, что документ рассмотрят в декабре.
Материнский капитал на покупку автомобиля в 2019 году. Ограничительные меры согласно новому законопроекту.
В отношении транспортного средства предложенным законом предлагается предусмотреть следующие ограничительные меры:
автомобиль должен быть произведен на территории РФ и иметь не более 8 мест для перевозки пассажиров (т.е. должен принадлежать к категории легковых машин);
транспортное средство должно быть новым — т.е. не состоявшим ранее на регистрационном учете в ГИБДД;
средства с сертификата по заявлению в ПФР могут перечисляться безналично:
осуществляющей продажу организации (юридическому лицу);
кредитной организации для получения или погашения обязательств по автокредиту;
покупку транспортного средства необходимо подтвердить:
договором купли-продажи, кассовыми и товарными чеками;
актом проверки наличия автомобиля в пользовании семьи, составленного органами соцзащиты населения по месту жительства;
автомобиль может быть приобретен в собственность одного из супругов и в течение 3 лет не может быть продано или отчуждено каким-либо другим образом.
НЕ ПРИНЯТЫЕ ЗАКОНЫ О ПОКУПКЕ МАШИНЫ ЗА МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ
В августе 2009 года на рассмотрение в Государственную Думу был внесен проект Федерального закона о возможности использования средств материнского капитала на покупку нового отечественного автомобиля. Документ не был принят в связи в невыполнением требования ч. 3 ст. 104 Конституции РФ о необходимости наличия заключения Правительства РФ.
21 декабря 2009 года был зарегистрирован законопроект № 302723-5 о возможности использования мат. капитала на покупку автомобиля, произведенного на территории России. Документ отклонен в первом чтении 11 февраля 2011 года, поскольку не был поддержан Правительством в связи с тем, что оформить транспорт в собственность можно только на одного из родителей, а интересы детей в этом случае останутся не учтенными. Кроме того, в случае расторжения брака родителями автомобиль как неделимая вещь, не подлежащая разделу в натуре, сможет перейти на условиях права собственности только одному из родителей, что может ущемить права одной из сторон.
5 августа 2014 года на рассмотрение депутатов Госдумы был внесен очередной законопроект, зарегистрированный под номером № 583192-6. Документ отклонен на стадии предварительного рассмотрения 6 октября того же года как не соответствующий требованиям Конституции РФ и регламента Государственной Думы.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА НА ПРИОБРЕТЕНИЕ МАШИНЫ
Данная мера в случае ее одобрения и законодательного оформления в 2015 году могла бы способствовать:
существенному облегчению перемещения родителей с детьми в городских условиях;
повышению доступности транспортного сообщения с областными и районными центрами жителям небольших российских городов, поселков и деревень;
появлению возможности для дополнительного заработка семьи, особенно актуального в условиях экономического кризиса и высокой продовольственной инфляции;
поддержке автомобильного рынка и производителей автомобилей в условиях спада потребления (антикризисная мера для крупного сектора экономики страны).
Наконец, это позволит российским семьям реализовать свое право на материнский капитал без необходимости привлечения дополнительных денежных средств, поскольку стоимость отечественных автомобилей семейного сегмента сопоставима с размером маткапитала (453026 рублей в 2017 году).
В то же время справедливо отмечается, что представленные выше законодательные инициативы не получали поддержки членов Правительства и депутатов Госдумы только потому, что не были найдены способы сокращения рисков при данном направлении использования маткапитала (прежде всего, рисков обналичивания сертификата).
Из других очевидных сложностей приобретения автомобиля на мат. капитал необходимо упомянуть:
возможность быстрой перепродажи транспортных средств;
угроза угона транспортных средств и их умышленного приведения их в негодность;
риск утраты автомобиля в связи с ДТП или техническими проблемами;
быстрое старение автомобильного транспорта и потеря его в стоимости, в особенности — машины отечественного производства.