Налоговая амнистия 2018 для ИП
Сегодня долги по налогам в России числятся более чем за 40 млн человек, а сумма задолженности превышает 40 млрд руб., отметил на большой пресс-конференции в конце 2017 года Президент России Владимир Путин.
В конце 2017 года Госдумой обсуждены и утверждены изменения в действующее законодательство, которые позволят провести так называемую "налоговую амнистию" для граждан и предпринимателей. Депутаты поддержали пакет поправок в Налоговый кодекс, включая изменения, направленные на списание долгов физических лиц и ИП по налогам и взносам. Для реализации указанных целей был принят Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 436-ФЗ), который вступил в силу 29 декабря 2017 года (за исключением некоторых положений, для которых установлен иной срок).
Что такое налоговая амнистия, и как она повлияет на положение ИП?
Под налоговой амнистией понимается освобождение лиц от обязанности уплатить определенный вид налога в казну государства, освобождение от ответственности за неуплату налога, а также образовавшихся в связи с неуплатой пени и штрафов. В настоящий момент у 3 млн ИП имеются долги по налогам и страховым взносам [около 15 млрд руб., о чем заявил Владимир Путин на пресс-конференции в декабре. – ГАРАНТ.РУ]. Предприниматель обязан отчитываться перед государством, даже если не ведет деятельность, за невыполнение указанного обязательства предусмотрены штрафные санкции (ст. 119 НК РФ). В предпринимательской среде нередки случаи, когда бизнес не оправдал ожиданий предпринимателя, оказался убыточным, в связи с чем его деятельность была прекращена. Однако от обязанности уплачивать в казну государства налоги и страховые взносы ИП не освобождается, в результате суммы долга увеличиваются, назначаются штрафные санкции вплоть до прекращения деятельности в качестве ИП и внесения соответсвующей записи в ЕГРИП. С принятием Закона № 436-ФЗ у предпринимателей появилась признанная законом возможность избавиться от финансового бремени, возникшего в связи с неуплатой налогов и взносов.
Какая задолженность ИП подлежит списанию?
В отношении ИП амнистия распространяется на:
-
Налоги. Индивидуальные предприниматели применяют одну из пяти доступных систем налогообложения (ОСНО, ЕНВД, ЕСХН, УСН или ПСН) и уплачивают налоговые платежи в рамках выбранной налоговой системы. Безнадежными признаются и подлежат списанию недоимка по любым налогам, долг по штрафам и пеням, образовавшимся в связи с такой недоимкой на 1 января 2015 года за ИП и лицами, которые утратили статус ИП до даты принятия налоговым органом решения о списании (ст. 12 Закона № 436-ФЗ). Исключением являются акцизы, налоги, которые подлежат уплате при перемещении товаров через границу России, и налоги на добычу полезных ископаемых – на указанные платежи амнистия не распространяется.
Закон не ограничивает сумму долга, подлежащего списанию.
-
Страховые взносы. Крупная задолженность у ИП могла образоваться в связи с неуплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Закон № 436-ФЗ предусматривает возможность списания долгов ИП по страховым взносам, а также возникшим в связи с ними пеням и штрафам. Амнистия действует в отношении долга по взносам, образовавшегося до 1 января 2017 года и распространяется на действующих и прекративших деятельность ИП, нотариусов и адвокатов, других лиц, осуществляющих частную практику.
Долги по взносам вплоть до 1 января 2017 года будут списаны предпринимателям, которые не вели деятельность и не отчитывались перед государством, в таком случае взносы начислялись в максимальном размере, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" [закон утратил силу с 1 января 2017 года. – ГАРАНТ.РУ]. Стоит отметить, что на основании указанной статьи ПФР мог начислять ИП, не передавшему в налоговую службу данные о полученных доходах, взносы по следующей формуле: 8 МРОТ х 26% (тариф страховых взносов) х 12 (количество месяцев в году). Таким образом, максимальная сумма взносов, начисленная ПФР, могла превышать 154 тыс. руб. в год, с принятием Закона № 436-ФЗ ИП избавятся от таких крупных сумм задолженности.
Важно отметить: если предприниматель своевременно уплачивал взносы вплоть до 2017 года и вовремя передавал по ним отчетность, но пропустил один или несколько платежей, претендовать на списание долга по амнистии он не сможет.
Налоговая амнистия 2018 для ИПКак будет списываться задолженность?
Списывать задолженность действующих и бывших предпринимателей налоговые органы должны по месту их жительства. Подлежащие списанию суммы будут определены на основании имеющихся у госструктуры сведений. Закон № 436-ФЗ устанавливает, что решение об амнистии долгов может быть составлено в произвольной форме, с указанием фамилии, имени, отчества должника, его ИНН и данных о списываемом долге. При этом в законе прямо оговорено, что решение принимается госорганом без участия налогоплательщика (ст. 11-12). Однако закон не определяет сроки, в которые налоговая служба должна принять решение о списании долга, такая неопределенность может спровоцировать затягивание процесса. Для получения сведений о списании долгов и скорейшего избавления от задолженности ИП может воспользоваться способами:
Обращение с заявлением о списании долгов по взносам в налоговую службу
Закон № 436-ФЗ устанавливает, что налоговая задолженность списывается без участия должника, а в отношении страховых взносов такого уточнения в тексте закона нет, соответственно, ИП может проявить инициативу и обратиться в госорган с заявлением о списании долга.
Обращение в налоговую службу с просьбой разъяснить сроки и порядок принятия решения о списании задолженности
ИП вправе подать в налоговую службу заявление с просьбой разъяснить ситуацию по существующим задолженностям, срокам и порядке их списания.
После принятия заявления у налоговой службы есть 30 дней на рассмотрение обращения и направления заявителю ответа в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Получив информацию из налогового органа о списании своих долгов, предприниматель сможет сориентироваться во времени, которое потребуется на налоговую амнистию в его случае.
Последствия изменений для государства и бизнеса
Налоговая амнистия имеет ряд положительных моментов для государства в целом и для конкретного предпринимателя.
Экономия средств на взыскание долгов.
Государство несет крупные административные затраты на взыскание невыплаченных задолженностей. С этой точки зрения амнистия — это разумная мера прощения гражданам и предпринимателям долгов с целью предупреждения еще больших затрат государственной системы на их взыскание.
Справедливая мера для бывших ИП, которые не справились с ведением предпринимательской деятельности, либо зарегистрировавшись, не осуществляли ее.
Даже если вывести бизнес на нужный уровень предпринимателю не удалось, и дело "не пошло", обязанность по выплате страховых взносов не исчезает. Как правило, долги, о которых сам ИП не всегда знает, копятся, вызывая последствия в виде крупных штрафов. Если бизнес не задался, налоговая амнистия будет цивилизованным механизмом выхода из предпринимательской деятельности без последствий в виде крупных задолженностей. В то же время если предприниматель принял решение восстановить бизнес, без выплаты долгов сделать этого он не сможет. Избавление от долгового бремени позволит части ИП вернуться к своей деятельности.
Однако не все оценивают нововведения с исключительно положительной стороны. Некоторые считают, что было бы справедливо разделить должников на категории и применять списание долгов исключительно к бизнесменам, предпринимательская деятельность которых не удалась, а начисленные налоги невозможно выплатить по объективным причинам.
Некоторые считают, что было бы справедливо разделить должников на категории и применять списание долгов исключительно к бизнесменам, предпринимательская деятельность которых не удалась, а начисленные налоги невозможно выплатить по объективным причинам.
В любом случае, налоговая амнистия благоприятно скажется на состоянии предпринимательского климата в России, что немаловажно в настоящее время. Так как предприниматели в процессе деятельности сталкиваются с множеством преград, в том числе финансового характера, поддержка государства в виде списания задолженностей по налогам и взносам избавит от долгового бремени и предоставит возможность стабилизировать ситуацию тем индивидуальным предпринимателям, кто в свое время не справился с налоговыми и страховыми обязательствами.
Налоговая амнистия 2018 для физических лиц, когда вступит в силу, официальный документ.
Государственная дума РФ приняла в третьем чтении поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся так называемой «налоговой амнистии», то есть списания безнадежных долгов по налогам физических лиц и ИП.
Налоговая амнистия 2018 для физических лиц. Последние новости
С инициативой провести широкую налоговую амнистию, которая затронет несколько десятков миллионов россиян, выступил президент России Владимир Путин. О списании долгов по налогам физических лиц и индивидуальных предпринимателей он заявил на большой пресс-конференции 14 декабря 2017 года.
«Налоговая задолженность, которая возникла на протяжении предыдущих многих лет в силу обстоятельств, которые даже с человеком иногда не связаны, в силу несовершенства нашей налоговой системы – эти задолженности касаются где-то 42 млн человек, и общий объем этой задолженности 41 млрд руб. Я думаю, что нужно освободить людей от этих выплат, и сделать это нужно максимально дебюрократическим способом, без обращения человека в налоговые инспекции», – заявил Путин.
Депутатам понадобилось всего неделя, чтобы превратить указ президента о списании долгов по налогам в 2018 году в полноценный закон и принять его. Произошло это 21 декабря на заседании Государственной думы РФ. Соответствующие положения были вставлены в ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» – списания долгов касаются статьи 6,7,11,12. С их содержанием можно ознакомиться ниже.
Закон о списании долгов по налогам вступит в силу со дня опубликования.
Налоговая (официальный сайт): льготы в 2017 году в Москве для физических лиц
Налоговая амнистия 2018 для физических лиц. Краткое содержание
В соответствии с документом признаются безнадежными и подлежащими списанию недоимки, которые образовались у граждан на 1 января 2015 года, по:
Списываются также и пени, начисленные на вышеназванные задолженности.
По информации ФНС, задолженность граждан по этим налогам на 1 января 2015 года составляла 103 млрд рублей, позже часть этих денег удалось вернуть.
Аналогичным образом должны списать долги индивидуальным предпринимателям и тем, кто статус ИП потерял (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации).
В рамках закона о «налоговой амнистии» в 2018 году безнадежными и подлежащими списанию также будут признаны недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере, определяемом в соответствии с частью 11 ст. 14 ФЗ от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах…».
Спишут также пени и штрафы, начисленные на данные недоимки. «Налоговая амнистия» в 2018 году в этой части коснется:
Решение о признании долга безнадежным и его списании налоговая служба принимает самостоятельно без участия физических лиц и ИП на основании данных, полученных от ПФР и ФСС.
Налоговая: Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц
Налоговая амнистия 2018 для физических лиц. Официальный текст — статьи 6,7,11 и 12 Закона
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Статья 6
Внести в статью 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4176) следующие изменения:
1) часть 3 после слов «, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации» дополнить словами «, если иное не установлено частью 31 настоящей статьи»;
2) дополнить частью 31 следующего содержания:
«31. В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.».
Статья 7
Внести в статью 19 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4183) следующие изменения:
1) часть 1 изложить в следующей редакции:
«1. Передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»;
2) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. Списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами.».
Статья 11
1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
2. Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.
3. Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в части 1 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию.
Статья 12
1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
2. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.
3. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
4. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию.
Налоговая декларация, когда подавать частному лицу
Налоговая амнистия 2018 для физических лиц. Когда вступит в силу?
Авторами закона о списании в 2018 году долгов физических лиц и ИП стали вице-спикеры Госдумы: Сергей Неверов, Петр Толстой и Александр Жуков, а также глава комитета по бюджету Андрей Макаров и член комитета Андрей Исаев.
По словам Андрея Макарова, «налоговая амнистия» 2018 года начнет действовать с 1 января. Теперь официальный текст документа должна опубликовать «Российская газета», после чего он попадет в справочно-правовую систему «Консультант Плюс», где обрастет комментариями экспертов.