Законопроект предусматривает введение понятия корпоративных и унитарных юридических лиц. Так, корпорациями являются юридические лица, учредители, участники или члены которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации и союзы.
Унитарными организациями признаются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, а также религиозные организации - пояснил Павел Крашенинников.
Из законопроекта исключены нормы о закрытых акционерных обществах, а также обществах с дополнительной ответственностью. В то же время законопроект разграничивает правовой статус публичных и непубличных акционерных обществ.
Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до вступления в силу настоящих изменений, подлежат приведению в соответствие с ними при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.
Со дня вступления в силу вносимых изменений к созданным до его вступления в силу юридическим лицам применяются соответственно нормы в редакции внесенного Федерального закона:
к обществам с дополнительной ответственностью – об обществах с ограниченной ответственностью;
к потребительским обществам и сбытовым (торговым) потребительским кооперативам – о производственных кооперативах;
к некоммерческим организациям – о потребительских кооперативах, общественных организациях, ассоциациях (союзах), фондах, учреждениях, религиозных организациях; к товарным биржам – об ассоциациях (союзах). Перерегистрация ранее созданных названных юридических лиц не требуется.
В период до 1 июля 2013 года закрытые акционерные общества могут по их выбору преобразоваться в общества с ограниченной ответственностью или производственные кооперативы либо сохранить организационно-правовую форму акционерного общества. По истечении указанного переходного периода к закрытым акционерным обществам применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации об акционерных обществах - отметил Павел Крашенинников.
Для юридических лиц в качестве учредительного документа предполагается устав. По желанию учредителей можно использовать типовые уставы. Исключения составляют хозяйственные товарищества, которые действуют на основании учредительного договора. В Кодексе будет предусмотрена обязанность юридического лица возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.
Законопроект расширяет и унифицирует перечень прав и обязанностей участников корпораций, в частности, права на участие в управлении делами корпорации, на получение информации о ее имущественном положении, права оспаривать исключение из корпорации и т.д. Предлагается новая форма защиты имущественных интересов участников корпорации – восстановление утраченных помимо их воли прав участия в ней, обеспечивающая права и интересы лиц, пострадавших от необоснованного «списания» акций и долей участия, «корпоративных захватов» и тому подобных неправомерных действий и злоупотреблений.
В проект включены правила об аффилированности, которые не просто должны заменить соответствующие правила Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», но и существенно их модернизировать. По проекту наличие аффилированности определяется как юридическими признаками, так и фактическими обстоятельствами, что будет препятствовать злоупотреблениям в соответствующих сферах, отметил П.Крашенинников.
По оценке Tver-portal.ru, вносимые поправки едва ли упростят оказание услуг по регистрации ооо и их ликвидации. В то же время поправки сделают деятельность компаний более прозрачной и значительно сократят возможность противоправных действии.